Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Ф.К.Стржижовского на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» на тему «Защита журналистов»

Г-жа Председатель, 

В концептуальной записке к сегодняшнему заседанию Вы использовали следующую формулу: «свободные СМИ для свободного и демократического общества». Звучит, конечно, красиво, однако к сегодняшним реалиям в западном мире эта формула, увы, вряд ли применима.

Я даже не буду делать экскурсы в историю, вспоминать, например, бомбардировку силами НАТО телевизионного центра в Белграде в 1999 году. Я остановлюсь на ситуации со свободой СМИ и безопасностью журналистов в странах Запада сегодня. Ее можно охарактеризовать просто: информационный тоталитаризм. Развязанная против России информационная война – яркое тому подтверждение. Российские журналисты и информационные ресурсы не понаслышке знают, что собой представляет свобода СМИ по западным рецептам. В США и странах ЕС отключены и даже подвергнуты санкциям ведущие российские медиа. Главное – не допустить никакого инакомыслия, неудобных фактов, которые могут заставить зрителей и читателей сомневаться в навязываемых им идеологических русофобских выкладках.

В том же русле действуют и американские социальные сети, на протяжении длительного времени под лозунгами борьбы с пропагандой блокирующие и удаляющие страницы российских СМИ и журналистов, подвергающие их дискриминационной модерации. При этом соцсети разрешают призывы к насилию в отношении этнически русских, в том числе корреспондентов. Наиболее одиозный пример – компания Meta, владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, которая разрешила пользователям в «некоторых странах» призывать к насилию против россиян. В качестве прямого следствия этих шагов рассматриваем многочисленные факты угроз в адрес российских медиа и корреспондентов в странах Запада.

Принимая во внимание массовый характер политической цензуры, считаем, что онлайн-платформы подрывают свободу, независимость и безопасность журналистов и не выполняют соответствующее национальное законодательство в сфере защиты прав человека. Государства Европы и США не только не пресекают эти массовые нарушения, но и напрямую поощряют их. При этом международные правозащитные структуры, чьими мандатами предусмотрен мониторинг ситуации со свободой слова и реагирование на нарушения, закрывают глаза даже на самые вопиющие случаи цензуры и подстрекательства к насилию против журналистов со стороны интернет-компаний.

Вот такая у вас, коллеги, получается свобода СМИ, смыкающаяся с жесткой государственной цензурой. Будучи не в состоянии выиграть в честной конкурентной борьбе, не желая слушать альтернативную точку зрения, Запад произвольно меняет правила игры, устраняя конкурентов из информационного пространства. Это, видимо, и есть так называемый «rules-based order» в действии.

Г-жа Председатель,

Сегодня многие говорили о якобы гарантированной безопасности журналистов на Украине. Мы, конечно, понимаем, что на Западе об Украине сегодня можно говорить либо хорошо, либо никак, но должны же быть хоть какие-то разумные пределы этому «очковтирательству». Хотели бы напомнить, что эта страна перестала быть безопасной для сотрудников СМИ, особенно для тех, кто выступал в оппозиции к украинским властям, задолго до нашей спецоперации. Наряду с попытками ужесточения цензуры и уголовными преследованиями оппозиционных СМИ, украинские правозащитные организации фиксировали неоднократные случаи блокирования праворадикальными активистами неугодных киевскому режиму телеканалов. Такие случаи имели место в отношении украинских телеканалов «ZIK», «112 Украина», «НАШ», «Интер» и «NewsOne». Многократно публиковались случаи запугивания корреспондентов и препятствования их профессиональной деятельности при попустительстве украинских правоохранителей. И это лишь доля свидетельств бесправного положения неугодных киевским властям журналистов, которому дана оценка в том числе ведущих мировых НПО. 

В период с 2014 г. на Украине погибло более 20 журналистов. Это происходило в условиях вооруженного конфликта на Донбассе, которого Запад старается не замечать. Среди этих случаев – убийства фотокорреспондента Андрея Стенина, оператора Анатолия Кляна, публициста Олеся Бузины, фотографа Андреа Роккелли, журналиста Павла Шеремета, корреспондента Игоря Корнелюка, звукооператора Антона Волошина и других. К сожалению, подвижек в расследованиях упомянутых убийств, а также подавляющего большинства случаев насилия, не говоря уже о нарушениях свободы слова, не наблюдается. Жаль, что и в ходе сегодняшней встречи ни у кого не хватило мужества затронуть этот сюжет.

В этом контексте нельзя не упомянуть тот факт, что сегодня на территории Украины возникли невиданные по своим масштабам «фабрики фейков». Несмотря на то, что их основные потребители находятся в странах Запада, эти структуры распространяют дезинформацию и среди населения Украины, создавая угрозу безопасности простых людей.

Мало того, фейки, производимые, по выражению В.Зеленского, его киберармией, распространяются не только на ситуацию вокруг Украины. Сегодня эта русофобская атака направлена на Россию – на все сферы жизни общества. Завтра же организованные по методичкам Запада провокации в информпространстве могут стать глобальной угрозой, в том числе и для сегодняшних заказчиков. 

Кстати, об упомянутых методичках. Не вызывает никаких сомнений, что деятельность созданного 27 апреля «Совета по противодействию дезинформации» в Министерстве внутренней безопасности США будет направлена на дестабилизацию российского медиапространства. Разумеется, когда и если этот проект будет реализован. Подтверждением этому может служить история с назначением на пост главы этой структуры уроженки Западной Украины Нины Янкович руководившей информационной кампанией по обелению нео-нацизма на Украине. Мы говорили об этом подробно вчера в своем выступлении в Совете.

Г-жа Председатель,

Хотел бы также сказать несколько слов о правовом измерении проблемы обеспечения безопасности журналистов. Очевидно, что любые нападения на журналистов недопустимы. Работники СМИ прямо приравнены международным гуманитарным правом к категории гражданских лиц и пользуются степенью защиты в ходе вооруженных конфликтов. 

Порой высказывается мнение о целесообразности введения дополнительных международно-правовых стандартов в этой области и пересмотре статуса журналистов. Полагаем, что необходимые правовые рамки уже существуют. Приоритетом здесь должно быть неукоснительное соблюдение норм МГП и присоединение к существующим международно-правовым инструментам тех государств, которые еще не являются их участниками.

Задачу Совета Безопасности мы видим в том, чтобы сконцентрироваться на вопросах обеспечения безопасности журналистов в контексте защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта. Важным вкладом в обеспечение безопасности сотрудников СМИ в экстремальных условиях стали резолюции СБ 1738 (2006) и 2222 (2015), которые являются базовыми документами по этой теме.

Благодарю Вас.