Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по гуманитарной и политической ситуации в Сирии

Г-жа Председатель, 

Благодарим Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Гейра Педерсена, главу УКГВ ООН М.Гриффитса, а также помощника Генерального секретаря ЛАГ Хосама Заки за представленные соображения.

Приветствуем начало работы 21 марта в Женеве седьмого раунда заседаний редакционной комиссии Конституционного комитета. По-прежнему исходим из безальтернативности продвижения процесса политурегулирования, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при посредничестве ООН без внешнего вмешательства и навязывания искусственных сроков в строгих рамках резолюции СБ 2254.

В этой связи надеемся, что «методологические» оговорки не помешают результативному завершению этого раунда КК, а работа будет строиться главным образом на диалоге между сирийскими делегациями и их готовности прийти к согласию по вопросу о конституционной реформе. Призываем Г.Педерсена сконцентрироваться именно на этом направлении, не отвлекаясь на другие инициативы.

Г-жа Председатель,

Сейчас прогресс на треке политурегулирования особенно востребован еще и потому, что ситуация «на земле» по-прежнему остается напряженной и потенциально взрывоопасной. Основные угрозы безопасности в Сирии и для всего региона связаны с активизацией террористов, которые нашли прибежище на неподконтрольных Дамаску территориях в Идлибе, Заевфратье и Ат-Танфе. Путь к решению этой проблемы лежит через продолжение бескомпромиссной борьбы с международно признанными террористическими группировками, прежде всего ИГИЛ и «Хейат Тахрир аш-Шам», а также окончание незаконного иностранного военного присутствия в нарушение суверенитета и территориальной целостности САР и прекращение произвольных ударов авиации Израиля.

Коренные причины общей взрывоопасной обстановки видим в продолжении линии Запада на потворствование террористам в попытке использовать их в своих целях. Последним проявлением опасных последствий этой линии стала масштабная атака террористов на тюрьму «Синаа» в Хасеке. В ходе операции по зачистке от боевиков ИГИЛ упомянутой тюрьмы и ее городских окрестностей применялись авиация и бронетехника США. Об игнорировании мер по защите гражданских лиц красноречиво свидетельствует и массовый отток мирного населения из зоны боев: более 45 тысяч человек по сведениям УКГВ ООН. 

Несмотря на то, что свое военное присутствие Вашингтон подает как контртеррористическую операцию, активных действий по борьбе с террористами мы там не наблюдаем. Более того, по имеющейся информации, игиловцы и другие экстремисты из Заевфратья перебрасываются в другие горячие точки, где США выгодно сеять хаос. Считаем важным также напомнить, что США и их союзники неоднократно под надуманными предлогами уничтожения химического оружия и в нарушение норм международного права и Устава ООН наносили массированные ракетно-бомбовые удары по объектам военной и промышленной инфраструктуры САР. Видимо, именно так выглядит продвигаемый западными коллегами «порядок, основанный на правилах».

С учетом вышесказанного, а также на фоне того, что Генеральный секретарь в контексте ситуации на Украине отказался от привычного и подобающего международному чиновнику «нейтрального лексикона», просим А.Гутерреша проявить последовательность и дать, наконец, оценку соответствия присутствию США и других сил в Сирии Уставу ООН. Ожидаем, что он будет публично называть по имени тех, кто незаконно оккупирует сирийскую территорию, в первую очередь в Ат-Танфе, обозначать, кто несет ответственность за положение в лагерях ВПЛ вне контроля Дамаска. В противном случае будем расценивать молчание Генсекретаря в качестве явного примера «двойных стандартов».

Также хотели бы напомнить Генеральному секретарю, что так и не услышали его оценок бомбардировок США в Ракке, Хаджине и Багузе. По данным ООН, в Ракке не осталось ни одного медицинского учреждения, не пострадавшего в результате боевых действий. При бомбардировке Багуза погибло не менее 80 человек, большинство из которых женщины и дети. После эмоциональных оценок происходящего на Украине, причём на основе непроверенной или даже не находящей подтверждения информации, глава ООН просто обязан назвать вещи своими именами в контексте продолжающейся оккупации США территории САР на основе подтвержденных международными агентствами данных.

Г-жа Председатель,

На гуманитарном треке разделяем оценки М.Гриффитса о том, что с каждым годом международное сообщество все больше «подводит» сирийцев. Выполнение резолюции 2585 СБ ООН, призванной активизировать комплексное гуманитарное содействие САР, «пробуксовывает». Запланированные кросс-лайн конвои из Алеппо в Сармаду заблокированы боевиками в Идлибе. При этом, по поступающей информации, нусровцы открыто говорят, что до очередного продления «трансгранички» в июле, в котором они почему-то уверены, не пропустят внутренние колонны, доставляющие помощь примерно 43 тыс. нуждающимся. В три другие зоны турецкой операции доступ также отсутствует – не удается поставить даже антиковидные вакцины.

Все это сопровождается стремлением наших западных коллег увязать обязательства государств-членов по единогласно принятой резолюции СБ 2585 с предварительными политическими условиями. Параллельно с политизацией гуманитарного содействия европейцы и американцы продолжают душить Сирию односторонними санкциями, которые оказывают губительное влияние на гуманитарную обстановку и существенно затрудняют усилия профильных организаций, в т.ч. из-за сковывающего эффекта и чрезмерного соблюдения банками, страховщиками и экономоператорами. Опять же, разве мы не принимали решений, что использовать голод в качестве метода ведения войны недопустимо и противоречит МГП?

Не стоит ослаблять внимание и к остающейся на повестке дня задаче содействия сирийским внутренне перемещенных лицам и возращения беженцев. Страны приема – Ливан, Иордания, Турция – не скрывают пределы своих возможностей по их дальнейшему размещению. 

Со своей стороны считаем необходимым обеспечить фундаментальное право беженцев на возвращение, как это предусмотрено в резолюции 2254 СБ ООН, при строгом условии координации таких усилий с Дамаском.

Уважаемые коллеги,

Как мы все знаем, мандат механизма «трансгранички» истекает уже этим летом. Из положений резолюции сегодня осуществляется лишь одно – трансграничные гумпоставки. Все остальные положения никто, похоже, выполнять не собирается. При этом Дамаск доказал, что поставки в Идлиб через линии соприкосновения вполне возможны. Так что непосредственно мирному населению гумпомощь сможет дойти и с территории САР. Настоятельно призываем вас не забывать об этом и не рассчитывать, что мы закроем глаза на невыполнение резолюции 2585, которое становится все более вопиющим.

Благодарю за внимание.