Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи по мотивам голосования при принятии резолюции СБ ООН по КНДР

Уважаемый Господин Председатель,

Российская Федерация поддержала принятие санкционной резолюции Совета Безопасности 2371 в отношении КНДР. Мы понимаем необходимость остановки ракетно-ядерной программы Пхеньяна, которая для нас неприемлема. Разделяем чувства соседних государств региона. Стартующие без предупреждения с северокорейской территории баллистические ракеты подвергают серьезным рискам морские и авиационные перевозки в регионе, а также жизни рядовых граждан.

Призываем северокорейские власти свернуть запрещенные программы и вернуться в режим нераспространения ДНЯО и контроля МАГАТЭ, а также присоединиться к Конвенции о запрещении химического оружия.

Всем должно быть ясно, что продвинуться по пути денуклеаризации Корейского полуострова будет сложно, пока КНДР будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы воспринимают военную гиперактивность в регионе, принимающую форму регулярных широкомасштабных маневров и учений США и их союзников, направление туда стратегических бомбардировщиков, военно-морских сил, включая авианосцы.

Дополнительный дестабилизирующий фактор в регионе – наращивание на территории Республики Кореи элементов американской противоракетной обороны THAAD. Мы не раз говорили о том, что такие действия представляют собой не только раздражитель, но и в целом подрывают сложившийся военный баланс в регионе, ставя под вопрос безопасность сопредельных государств.

Хотели бы надеяться на искренность высказанных Госсекретарем США заверений о том, что США не ставят цель свержения действующего строя КНДР, насильственного объединения полуострова или военной интервенции в эту страну. Однако вызывает озабоченность, что предложенный нами пункт проекта резолюции, закрепляющий эти положения, не нашел поддержки у авторов. Эвентуальные военные авантюры с любой стороны обернутся катастрофой для региональной и глобальной стабильности.

Господин Председатель,

Акцентируем: вводимые только что принятой резолюцией дополнительные ограничительные меры в отношении КНДР не могут быть самоцелью. Они должны быть инструментом вовлечения этой страны в конструктивные переговоры. Решить ядерную проблему Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением на Пхеньян невозможно. Резолюция должна стать элементом политической стратегии, которую еще предстоит разработать и согласовать и вовлечь в ее реализацию КНДР.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для преднамеренного ухудшения гуманитарной обстановки. Особенно это касается противозаконных односторонних рестрикций, которые бьют по гражданским отраслям, не связанным с ракетно-ядерными программами страны. Такие санкции являются причиной серьезного ухудшения условий жизни северокорейского населения, относительно чего, кстати, бьют тревогу гуманитарные агентства ООН.

Практика показывает ущербность односторонних мер, более того – деструктивность подхода, когда в качестве универсального способа решения мировых проблем вместо дипломатических инструментов используется санкционная «дубина».

Очевидно, что для нормализации обстановки на Корейском полуострове требуется всеобъемлющий подход, который предполагает как прекращение КНДР ракетно-ядерных испытаний, так и отказ от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых маневров. Остро на повестке дня стоит задача формирования атмосферы доверия между государствами региона. Следует отказаться от устаревших, показавших свою неэффективность алгоритмов решения ядерной проблемы Корейского полуострова и попытаться урегулировать ее при помощи нестандартных, креативных подходов. Изоляция и давление должны уступить место диалогу и переговорам.

Именно в этом ключе построены российские и китайские предложения относительно «двойного замораживания» и «параллельного продвижения». Хотели бы напомнить, что именно наши страны разработали совместную «дорожную карту», исключающую применение или угрозу силой и предполагающую комплексное решение всех проблем Корейского полуострова, в том числе ядерной, политико-дипломатическим путем, через налаживание диалога, без предварительных условий. В арсенале политических средств и возобновление Шестисторонних переговоров.

Эти идеи заслуживают серьезного внимания в качестве возможной отправной точки выхода из нынешнего тупика и возобновления переговорного процесса. Надо искать каналы связи с руководством КНДР, выводить его на субстантивный диалог по ядерной и ракетной проблематике.

Вновь хотели бы привлечь внимание к Совместному российско-китайскому заявлению по урегулированию ситуации на Корейском полуострове от 4 июля.

Господин Председатель,

Хотели бы обратить внимание на некоторые спорные моменты принятой сейчас резолюции. Разумеется, Пхеньян нарушает принятые против него санкции. Но он не поставляет компоненты ОМУ в руки негосударственных субъектов. Нет прямой связи между выполнением резолюции Совета 1540 и действиями официального Пхеньяна. Практике ее упоминания в контексте санкций должен быть положен конец. Это контрпродуктивно, прежде всего для самой резолюции.

Господин Председатель,

Сейчас как никогда важно вести совместный поиск политического решения комплекса проблем Корейского полуострова. Ресурс санкционного давления после сегодняшней резолюции исчерпан.

Готовы к коллективной работе в этой сфере. Одновременно ООН следует активизировать усилия по оказанию гуманитарного содействия населению КНДР. Сделанные в резолюции по нашему настоянию соответствующие изъятия позволяют и далее решать эту задачу.

Благодарю Вас.