Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова по п. 26 повестки дня ГА ООН «Сельскохозяйственное развитие, продовольственная безопасность и питание»

Г-н Председатель,

Благодарим группу стран-инициаторов данного проекта резолюции за подготовленный ими документ. Приветствуем тот факт, что он посвящен значимому вопросу обеспечения глобальной продовольственной безопасности, который традиционно входит и в число наших приоритетов. Поэтому мы рады присоединиться к консенсусу по этому важному тексту.

Разделяем обеспокоенность ухудшением положения в указанной сфере, которое последовательно фиксируется профильными агентствами системы ООН с 2015 года. Также встревожены наблюдающимися за последние полгода ценовыми скачками и нестабильностью на рынках энергоносителей, удобрений и продовольственного сырья, что не могло не сказаться и на общей ситуации в области продовольственной безопасности. В этой связи положительно воспринимаем использованный в проекте комплексный подход к причинам создавшегося положения. В частности, не можем не согласиться с пассажами резолюции о пагубном влиянии кризиса в цепочках поставок и транспортно-логистических системах, волатильности энергорынков и несовершенства глобальной финансовой архитектуры. Как и с негативным воздействием вооруженных конфликтов, которые десятилетиями развязывались рядом государств и поддерживались ими в тлеющем состоянии, обращая в руины целые страны и регионы.

Наша делегация уже представляла свой подробный анализ движущих факторов нынешних проблем с продбезопасностью в мире, в частности, в документе Генассамблеи ООН A/76/798 и нашем выступлении на тематическом заседании СБ ООН 19 мая с.г. Не повторяясь, выразим лишь надежду, что эти материалы будут должным образом изучены и использованы учрежденной Генсекретарем ООН Глобальной группой кризисного реагирования по продовольствию, энергетике и финансам, которая упомянута в оперативном параграфе 3 резолюции. Мы понимаем необходимость учреждения этого механизма для комплексного осмысления и реагирования системы ООН на разносторонние вызовы. Тем не менее, вынуждены констатировать, что анализ и рекомендации, содержащиеся в первом докладе Группы, к сожалению, не носят всеобъемлющий характер. В частности, они фактически игнорируют серьезнейшую роль незаконных санкций, введенных против России, не только для нее, но и для всего мира.

Ведь именно эти санкции и ограничения дестабилизировали и продолжают дестабилизировать энергетические рынки. Именно санкции разрывают цепочки поставок и отлаженные транспортные маршруты. Создают проблемы для страхования и фрахта торговых судов, грозят запретами на их заходы в порты. Не дают рассчитываться за транзакции. Отговорки же про изъятия и прицельный характер этих незаконных принудительных мер не выдерживают никакой критики. Влияние антироссийских санкций на продовольственный рынок признают даже западные аналитики. Поэтому особенно печально, что об этом не осмеливается сказать Группа ООН, созданная непосредственно для решения продовольственного, энергетического и финансового кризиса. Мы, конечно, понимаем, что это рискованно – можно попасть под тот же самый санкционный молот. Но если Группа, действительно, хочет беспристрастно работать для реального решения обозначенных проблем, важно понять, что игнорирование одного из главных факторов их возникновения лишь далее усугубит ситуацию.

Именно поэтому мы вынуждены дистанцироваться от слов «с признательностью принимает к сведению» в отношении первого доклада Группы в оперативном параграфе 3 резолюции. Рассчитываем, что второй доклад этого органа будет более взвешенным и учитывающим различные точки зрения.

Со своей стороны подтверждаем, что Россия остается ответственным поставщиком как энергоресурсов, так и продовольствия. Надеемся, что с 1 августа и до конца года сможем предложить на экспорт порядка 25 млн. тонн зерна через порт в Новороссийске. Готовы обсуждать и другие закупки, в т.ч. удобрений, экспортный потенциал которых с июня по декабрь с.г. оценивается примерно в 22 млн. тонн.

Вынуждены также вновь опровергнуть обвинения в наш адрес и попытки переложить на Россию ответственность за сложную глобальную ситуацию с продбезопасностью. Напомним, что это не наша страна, а Украина блокирует суда в портах и заминировала их акваторию, тогда как Россия ежедневно открывает гуманитарный коридор – безопасную полосу движения судов в юго-западном направлении от украинских территориальных вод. При этом Украина продолжает экспорт продовольствия по железной дороге и баржами по Дунаю, хотя и в меньших объемах. Так, по данным профильных министерств Украины, в марте было экспортировано 1,4 млн. тонн кукурузы и пшеницы, в апреле – 1 млн. тонн зерновых. Места назначения этих поставок лучше уточнить у украинских коллег. Мы лишь видели данные «Bloomberg» о поставках через румынский порт Констанца в одну из стран ЕС. Известно нам и о минировании полей, только проводится оно украинскими вооруженными силами. Ими же обстреливаются неподконтрольные им территории, где фермерами начаты полевые работы. Так, на юге Херсонской области российские военнослужащие обезвредили более 12 тыс. взрывоопасных предметов в ходе гуманитарного разминирования сельхозугодий.

Наконец, тем коллегам, которые обвиняют нас сегодня в подрыве усилий по реализации Повестки-2030, могли бы посоветовать сперва обратить внимание на собственный послужной список. Прежде всего, ответить себе на вопрос, способствует ли достижению Повестки накачивание Украины вооружениями на десятки миллиардов долларов, которые ранее не удавалось найти на цели устойчивого развития.

Благодарю за внимание.