Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по теме «Предотвращение сексуального насилия через демилитаризацию и гендерно-чувствительный контроль над вооружениями»

Г-н Председатель,

Мы выслушали сегодняшних докладчиков.

Считаем увязку темы предупреждения сексуального насилия в конфликте с демилитаризацией и контролем над вооружениями, разоружением и нераспространением по пункту повестки «Женщины, мир и безопасность» искусственной и отвлекающей внимание от действительно важных проблем, имеющих место в обеих сферах.

Российская Федерация осуждает сексуальное насилие во всех формах, как и любые другие преступления в вооруженном конфликте и в постконфликтных ситуациях. Подобные деяния должны расследоваться, а виновные привлекаться к ответственности. Эта правоохранительная деятельность относится к компетенции государств. Меры, принимаемые органами системы ООН и гражданским обществом, лишь дополняют эти усилия. 

Однако приходится признать, что вклад ООН на этом направлении существенно ограничен присутствием на посту Специального представителя Генсекретаря ООН по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта – г-жи Прамиллы Паттен, которая превратила важный мандат в источник политических заявлений, откровенной лжи и манипуляций, что недопустимо.

Ярким примером такой политизации является раздел доклада Генсекретаря ООН по сексуальному насилию в конфликте, посвященный Украине.

Для начала хотели бы отметить, что этот раздел доклада не обладает какой-то дополнительной ценностью. В нем лишь перепечатываются данные так называемой наблюдательной миссии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека на Украине. Эта миссия, как известно, находится под полным контролем Киева, то есть о какой-либо объективности ее данных говорить не приходится. Но даже эта миссия отражала некоторые преступления украинских боевиков – избиения, пытки электрическим током, угрозы и изнасилования подозреваемых в сотрудничестве с властями Донецка и Луганска. В докладе г-жи Паттен эти сведения своего места не нашли. 

Любые обвинения в отношении государств или сторон конфликта в докладе должны быть достоверными, основанными на подтвержденных фактах, и взяты из источников, подлежащих проверке. Однако Спецпредставитель Генсекретаря предпочитает просто включать голословные обвинения в адрес вооруженных сил, не заботясь верификацией таких обвинений.

В прошлом году до публикации доклада Россия официально обращалась к Генсекретарю ООН с просьбой предоставить информацию, которая бы позволила провести проверку. Эти обращения были проигнорированы. В этом году Спецпредставитель даже не направила России релевантную часть доклада для комментария. Таким образом, стало очевидно, что в ее цели не входит предотвращение сексуального насилия, только навешивание политических ярлыков.

В этой связи хотели бы вновь подчеркнуть, что мы полностью отвергаем изложенные в докладе инсинуации. Действия российских военнослужащих в боевой обстановке и вне ее подчинены единому командованию, жестким регламентам и уставам, любые противоправные деяния незамедлительно расследуются, а виновные отдаются под суд.

Не «блещут» сбалансированностью и другие разделы доклада. В частности, раздел по Мьянме опять же подан однобоко и в политизированном ключе. Включение в список нарушителей в основном вооруженных сил Мьянмы, на фоне игнорирования преступлений со стороны террористов и боевиков не говорит в пользу объективности доклада. 

Г-н Председатель,

Россия считает контроль за вооружениями и поставками продукции военного назначения, в том числе применительно к легкому стрелковому оружию (ЛСО) – одним из важных элементов поддержания международного мира и безопасности, особенно в контексте борьбы с терроризмом. 

Здесь важно, чтобы лица, принимающие решения по вопросам международной безопасности и КВРН, равно как и участвующие в соответствующих видах деятельности, рассматривались на основе их способностей, талантов и заслуг вне зависимости от половой принадлежности. Повестка «Женщины, мир и безопасность» не должна механически включаться в непрофильные документы ООН, в том числе по КВРН. Со своей стороны не видим, как именно обсуждение «гендерно-чувствительного контроля над вооружениями» может помочь решению реально стоящей перед многими государствами мира проблемы – расширения доступа террористов и криминальных группировок к ЛСО, которое превосходит любые другие категории оружия по числу человеческих жертв.

Эта проблема затрагивается в докладах Генсекретаря, посвященных угрозам со стороны ИГИЛ. Однако в них по-прежнему умалчиваются источники получения террористами оружия. 

Совет не должен закрывать глаза на тот факт, что оружие к террористам попадает через преступные группировки или напрямую от тех, кто в огромных количествах поставляет его по всему миру. Брошенное США и НАТО оружие и техника в Афганистане используются террористами, включая ИГИЛ, в регионе Южной Азии и самом Афганистане. Оружие, направляемое западными государствами киевскому режиму, обнаруживают у преступных группировок в Европе и у террористов в Африке. 

Прямо сейчас правительство США работает над выделением 23 млрд. долл. США для Украины и 26 млрд. долл. США Израилю на пополнение запасов американского оружия. Именно это оружие станет питательной средой для террористов и преступников по всему миру и унесет тысячи жизней женщин и детей.

В свое время Россия инициировала в Совете совершенствование существующих стандартов в области борьбы с поставками вооружений террористам. Еще в 2017 году при нашей активной поддержке была принята профильная резолюция СБ 2370. Мы продвигали включение этой тематики и в резолюции СБ 2462 по вопросам противодействия финансированию терроризма, и 2482 по борьбе со «смычкой» терроризма с оргпреступностью. В Москве в 2018-2019 годах были организованы крупные международные конференции на эту тему.

Однако с тех пор ситуация не улучшилась, поскольку реализация выработанных Советом мер возможна только в условиях находящегося сегодня в дефиците деполитизированного взаимодействия между государствами при центральной координирующей роли ООН. 

Российская Федерация поддерживает укрепление взаимодействия и координации между профильными структурами Секретариата ООН и региональными организациями. По инициативе нашей страны запущены профильные программы технического содействия по линии Управления по контртерроризму (УКТ) и Управления по наркотикам и преступности (УНП) по укреплению потенциала стран Центральной Азии в противодействии незаконному обороту оружия, в том числе его попаданию к террористам. Новая фаза этого проекта предполагает оказание содействия государствам Африки.

Г-н Председатель,

Ситуация в мире наглядно демонстрирует важность вопросов контроля над поставками обычных вооружений и продукции военного назначения, в том числе ЛСО. Нельзя не признать и то, что, несмотря на принимаемые меры, женщины по-прежнему становятся жертвами разных форм насилия, гибнут или получают ранения в ходе вооруженных конфликтов.

Необходимо найти пути выработки решения проблемы в рассматриваемых областях без политизации и «двойных стандартов» и без искусственного увязывания тем сексуального насилия и КВРН. 

Благодарю Вас.

Видео выступления