Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии
Г-н Председатель,
Благодарим заместителя Спецпосланника по Сирии г-жу Наджат Рошди и директора УКГВ по координации г-на Рамеша Раджасингхама за обзор политической и гуманитарной обстановки в Сирийской Арабской Республике (САР).
Российская Федерация последовательно и неизменно выступает за безальтернативность продвижения процесса политурегулирования в Сирии, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при посредничестве ООН, в строгом соответствии с резолюцией СБ 2254 и при уважении суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности этой страны. По-прежнему убеждены в необходимости продолжения прямого межсирийского диалога, основной площадкой для которого был и остается Конституционный комитет (КК). Несмотря на сохраняющиеся вопросы по возобновлению заседаний КК исходим из того, что принципиальные решения о модальностях его дальнейшей работы, включая место проведения следующих раундов консультаций, должны приниматься самими сирийцами без внешнего вмешательства. При этом убеждены в целесообразности перезапуска конституционного трека, даже на разовой основе, уже на новом месте, принимая во внимание утрату Швейцарией нейтрального статуса вследствие присоединения к антисирийским и антироссийским незаконным односторонним санкциям.
Определить такую «площадку» должны сирийцы во взаимодействии со Спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном.
Г-н Председатель,
Прогресс на треке сирийского политурегулирования сейчас особенно востребован еще и потому, что атмосфера в регионе остается крайне турбулентной на фоне продолжающихся военных действий в зоне палестино-израильского конфликта и высокого риска вовлечения соседних стран. При этом причины для тревоги в отношении гуманитарной ситуации в Сирии только увеличиваются. Связаны они в первую очередь с деструктивными действиями Израиля, который продолжает наносить произвольные удары по сирийской инфраструктуре, а также с периодическими столкновениями между вооруженными формированиями и ВС США. Высокий уровень напряженности сохраняется и на неподконтрольных Дамаску территориях с находящимися там очагами терроризма – в Идлибе, Заевфратье и зонах турецких операций.
В связи с этим солидаризируемся с законными требованиями властей Сирии о выводе всех нелегитимно находящихся на территории этой страны воинских контингентов. Исходим из того, что достижение устойчивой стабилизации в САР возможно исключительно через окончание иностранного военного присутствия в нарушение суверенитета и территориальной целостности САР, а также безусловное прекращение регулярных авиаударов ВВС Израиля.
В этих тяжелейших условиях продолжает деградировать экономическая ситуация. Вызывает тревогу, что согласно последним выкладкам Всемирного банка, инфляция в САР в 2023 г. составила 93%, за чертой бедности живут почти треть населения – это 5,7 млн человек. При этом, по данным УВКБ, за прошедший год число сирийцев, нуждающихся в помощи, выросло на 1,4 млн – до 16,7 млн человек, из которых 12,9 млн., уже по оценками ВПП, нуждаются в продовольственной помощи.
К слову, мы приветствуем сообщение о том, что ВПП возобновила свою основную программу по распределению продовольствия среди сирийцев. Это позитивный момент. Очень рассчитываем, что Программе удастся мобилизовать достаточно ресурсов для обеспечения остро нуждающихся, коих насчитывается более 3 млн. человек.
Отмечаем активные усилия Правительства Сирии, которые оно предпринимает по обеспечению широкого и беспрепятственного гуманитарного доступа к сирийцам, проживающим на неподконтрольных Дамаску территориях. В этом контексте приветствуем решение продлить разрешение для ООН задействовать трансграничные пункты пропуска «Баб Ас-Салям» и «Ар-Раи» еще на три месяца – до 13 августа.
В июле истекает временное разрешение на использование КПП «Баб Аль-Хава». Оставляем решение о его дальнейшей судьбе на суверенное усмотрение Дамаска и предостерегаем третьи стороны от вмешательства в соответствующий диалог между сирийским правительством и ООН.
Главными препятствиями для комплексного и адекватного гуманитарного содействия САР остаются политизированные установки западных стран по усилению санкционного давления, блокированию восстановительных проектов и невыполнению собственных донорских обещаний.
Вновь обращаем внимание в этой связи на пагубность нового законопроекта США «Assad Regime anti-Normalisation Act», предусматривающего не только продление до 2032 г. незаконных односторонних экстерриториальных рестрикций взамен «Акта Цезаря», но и юридические основания для применения вторичных санкций в отношении структур ООН. В этой связи подчеркиваем – столь сильно затянувшееся отсутствие доклада о негативном влиянии санкций на гуманитарную деятельность – вопиющий пример неспособности ооновцев выполнять свои прямые обязанности. Оценка со стороны ООН последствий санкций крайне востребована для достижения каких-либо подвижек в дискуссии по гумситуации и, соответственно, наращивания содействия остро нуждающимся в нем простым сирийцам.
Что касается донорских обещаний, в том числе тех, которые были озвучены на известной «Брюссельской сходке» 27 мая, то мы не видим признаков их воплощения. Гумплан по-прежнему крайне недофинансирован – с начала года мобилизовано лишь 12%. И это при том, что План изначально был максимально оптимизирован и составлен так, чтобы покрыть самые базовые нужды. Нам до сих пор не ясно, на какие цели были обещаны эти взносы, львиная доля которых приходится на некие «займы», что никак не может рассматриваться в контексте гуманитарной помощи.
Хотели бы подчеркнуть, что политика США и ЕС в области содействия репатриации сирийских беженцев, а точнее ее препятствованию – закладывает проблемы на продолжительное будущее. Финансирование нужно направлять не на дальнейшее закрепление беженцев в странах приема, как например обещанный председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен пакет помощи в размере 1 млрд. евро на содержание сирийцев в Ливане, а на стимулирование их возвращения на родину. Именно на этом следует концентрировать программы международного содействия.
Считаем необходимым обеспечить фундаментальное право беженцев на возвращение, как это предусмотрено в резолюции 2254 СБ ООН, при строгом условии координации таких усилий с Дамаском.
Параллельно наши западные коллеги, оккупирующие Заевфратье и Ат-Танф и разграбляющие сирийские ресурсы, к сожалению, не заботятся о проживающем в этих регионах населении. По данным доклада Amnesty International, в созданной американцами и обслуживаемой курдами сети тюрем и лагерей в Заевфратье находятся 56 тыс. человек из 74 стран, включая США. Даже своих соотечественников власти США возвращать не торопятся: под объявленную Госсекретарем США Энтони Блинкеном «самую масштабную» эвакуацию американских граждан из лагерей ВПЛ на северо-востоке САР попали только 11 человек. Всего же, начиная с 2016 г., США был репатриирован 51 человек.
Г-н Председатель,
Россия продолжит оказывать сирийскому населению поддержку и гуманитарную помощь. Только за последние три года российским Центром по примирению враждующих сторон и контролю проведены более 800 гуманитарных и благотворительных акций с охватом почти 300 тыс. нуждающихся семей. Распределение помощи осуществляется регулярно. Последние такие точечные акции проведены в июне: 19-го числа доставлены медицинские препараты, а 23 – продовольствие.
Благодарю за внимание.