Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по выполнению резолюции 2231

Г-жа Председатель,

Благодарим Розмари Дикарло за представление доклада Генсекретаря по резолюции СБ 2231. Отмечаем работу Постпреда Бельгии в качестве Координатора в Совете по выполнению положений этой резолюции.

Разделяем позицию Генсекретаря в отношении выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и восстановления односторонних санкций против Ирана, что противоречит целям, поставленным как в СВПД, так и резолюции 2231, и подрывает возможности Ирана соблюдать положения этих документов.

Текущий доклад является четким свидетельством нарушения Вашингтоном своих обязательств по резолюции 2231, в частности ее постановляющих параграфов 1, 2 и 7, а также статьи 25 Устава ООН. Убеждены, что такие действия заслуживают не только сожаления, но и осуждения мировым сообществом. Фактически мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда постоянный член Совета Безопасности не только не выполняет решения, принятые, в том числе, по главе VII Устава ООН, но и активно угрожает односторонними санкциями всем остальным государствам-членам за выполнение положений резолюции 2231.

Для нас не вполне понятно, каким образом можно укреплять международный мир и безопасность через прямой подрыв решений Совета. Санкционная дубина в качестве универсального ответа на любую озабоченность не только не работает, но и плодит новые кризисные явления.

Нельзя требовать от Ирана беспрекословного выполнения тех решений Совета, которые сами же США и подорвали. У Ирана имеется законное право, закрепленное в п.36 СВПД, на ответные меры в связи с нарушением США Устава ООН и резолюции 2231. Более того, все шаги Ирана по сокращению своих добровольных обязательств осуществляются с уведомлением МАГАТЭ и под наблюдением инспекторов Агентства без каких-либо нарушений положений Договора о нераспространении ядерного оружия и положений дополнительного протокола к соглашению о гарантиях. Все эти меры являются обратимыми при вполне логичном условии – выполнении обязательств по СВПД и Уставу ООН.

Г-жа Председатель,

Полноценное функционирование "Канала поставок", а также взаимодействие с Ираном в области использования «мирного атома» являются ключевыми элементами полного выполнения не только СВПД, но и резолюции 2231 как таковой. Нельзя допустить слома работы данных нераспространенческих механизмов. Подобные действия могут иметь лишь одну цель – создание напряженности вокруг иранской ядерной программы и, как следствие, углубление кризисных явлений на Ближнем Востоке.

Г-жа Председатель,

Сегодня мы видим, как происходит искусственное нагнетание ситуации в Персидском заливе, что ставит под угрозу мир и безопасность в регионе, а также международные усилия по урегулированию конфликтов. Предоставляемые «доказательства» виновности Ирана не убеждают и не находят подтверждения в текущем докладе Генсекретаря.

Считаем, что эскалации есть альтернатива. Необходимо укреплять общую атмосферу доверия в регионе. Напомним, что в своей резолюции 598 от 1988 года Совет Безопасности дал поручение Генсекретарю проработать совместно с региональными сторонами меры укрепления безопасности и стабильности в регионе. Сейчас как никогда востребована работа в этом направлении. Россия готова оказать этому содействие в контактах с нашими региональными партнерами и всеми заинтересованными сторонами. Конечной целью должно стать формирование подлинно инклюзивной архитектуры безопасности, учитывающей законные озабоченности всех стран региона. Остается актуальной наша концепция укрепления безопасности в Персидском заливе под международные гарантии, которую можно было начать реализовывать с проведения конференции с участием государств данного субрегиона с перспективой подключения других ближневосточных стран. Тегеран, со своей стороны, представил собственную инициативу по укреплению регионального мира и безопасности.

Г-жа Председатель,

С сожалением отмечаем, что доклад страдает хронической бездоказательностью в частях, которые касаются иранской ракетной программы, предполагаемых поставок вооружений из Ирана, неких якобы допущенных Тегераном нарушений положений резолюции СБ ООН 2231 о заморозке активов и запрете на перемещение отдельных физических лиц. Неизжитой проблемой также остается инспекционная самодеятельность представителей Секретариата, не обладающих ни должными компетенциями, ни соответствующим мандатом. Возникает вопрос: если Секретариат не может утверждать, что нарушение резолюции СБ ООН 2231 имело место, то зачем он постоянно включает соответствующие сюжеты в доклад?

Г-жа Председатель,

Единственным практическим шагом, который можно предпринять для спасения СВПД, является выполнение остающимися участниками договоренностей своих обязательств. Необходимо отбросить страх и эгоистические соображения, поставить на первый план задачи по поддержанию жизнеспобности СВПД, важнейшего достижения многосторонней дипломатии. Убеждены, что постоянное «повышение ставок» и выяснение, кому судьба Плана дороже, только провоцируют крайние настроения. Нельзя допустить, чтобы верх взяли методы политического давления, экономического удушения и военно-силового шантажа.

В заключение хотел бы особо подчеркнуть, что Российская Федерация остается привержена безусловному выполнению положений резолюции СБ 2231 и Совместного всеобъемлющего плана действий. Присоединяемся к заложенному в доклад призыву Генсекретаря избегать провокационных заявлений и действий, которые негативным образом влияли бы на региональную стабильность. Мы будем продолжать добиваться диалога, нацеленного на поиск компромиссов и баланса интересов. Это единственный путь. Только скоординированные коллективные усилия способны придать управляемость сегодняшнему развитию событий.

Благодарю за внимание.