Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании ГА ООН по теме «Использование вето в СБ ООН»
Г-н Председатель,
Два года назад Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 76/262 о рассмотрении случаев применения права вето в Совете Безопасности.
Можно констатировать, что за это время она так и не смогла доказать свою «добавленную стоимость». Это и неудивительно, ведь задумывалась она прежде всего как самопиар авторов, которые решили использовать в своих целях то, что в условиях неуклонно увеличивающейся турбулентности в международных отношениях возможности для нахождения компромисса при рассмотрении в Совете сложных вопросов международного мира и безопасности существенно сократились. При этом апологеты нападок на СБ ООН пытаются не замечать напряженную, порой круглосуточную работу членов Совбеза в стремлении нащупать компромисс. Об этом лучше всего могут рассказать те государства, которые недавно покинули Совет после двух лет пребывания в нем в качестве непостоянных членов. И только если становится очевидным, что компромисс нащупать не удаётся, или же если вброшенная в СБ ООН инициатива изначально задумывалась исключительно как способ скомпрометировать оппонента, применяется право вето.
При этом сторонники этой неоднозначной идеи, позволяющей им раз в год с трибуны Ассамблеи похвалить самих себя за ее реализацию, оперируют исключительно статистикой и не пытаются проанализировать причины и последствия использования права вето постоянными членами СБ в каждом конкретном случае. А эти обстоятельства чрезвычайно важны. Например, наши американские коллеги с октября прошлого года четыре раза применяли право вето с тем, чтобы ничто не помешало Израилю продолжать свою бесчеловечную и нарушающую принципы МГП операцию в Газе, жертвами которой уже стали более 34 тыс. мирных палестинцев, большинство из которых женщины и дети, и один раз они применили право вето, чтобы заблокировать членство Палестины в ООН. Делали они это и продолжают делать вопреки воле подавляющего числа членов ООН, отразившегося, в частности, в принятой ГА ООН в ходе возобновленной Спецсессии 12 декабря 2023 г. резолюции, которую поддержало 153 государства.
А вот, например, принятое нами и китайскими коллегами решение заветировать 22 марта американский проект резолюции по Газе позволило Совету уже через три дня принять подготовленный «десяткой» непостоянных членов СБ сжатый проект резолюции, «сердцевину» которой составило прямое требование к немедленному установлению прекращения огня на период Рамадана, которое должно было привести к устойчивому прекращению огня. Соответственно, оно было единственно верным и отражало волю подавляющего числа членов международного сообщества. Эта ситуация – лучший ответ тем, критикует наличие права вето у «пятерки» постоянных членов. И лучшее подтверждение бессмысленности механистического подхода инициаторов сегодняшней дискуссии, ведь никто из них об этом качественном различии даже не упомянул.
Г-н Председатель,
Неизменно заявляем и в зале СБ, и в рамках межправительственных переговоров по реформе Совета, что право вето его постоянных членов является «краеугольным камнем» всей архитектуры ООН. Без него Совет превратился бы в орган, штампующий сомнительные решения, навязанные условным большинством, выполнение которых было бы едва ли возможно.
Разумеется, вето – это самая крайняя мера, когда другие варианты решений исчерпаны. Россия никогда не скрывала причины применения права вето, мы готовы разъяснять их впредь, в т.ч. в Генассамблее. Все такие выступления находятся в открытом доступе.
Однако не стоит забывать, что вето – это и неотъемлемое право, полноценная часть механизмов, закрепленных в статье 27 Устава ООН. Никаких нарушений его применение не содержит. Убеждены, что критиковать нужно не само вето, а неготовность некоторых членов Совета услышать и учитывать мнения других, находить компромиссные и сбалансированные решения. Приведенный мною пример с покрывательством действий Израиля в Газе со стороны США – лучшая тому иллюстрация.
Критиковать нужно также тех, кто не выполняет положения резолюций Совета Безопасности, намеренно игнорирует их либо вольно трактует. Международное сообщество, в частности, до сих пор пребывает в замешательстве относительно высказываний США о том, что «резолюции Совета не являются юридически обязывающими». А это уже явное нарушение Устава ООН. Среди таких последовательно саботируемых западными коллегами резолюций – решения по Палестине, Западной Сахаре, косовскому урегулированию, иранской ядерной программе. В своё время они пытались игнорировать и одобренные резолюцией СБ ООН Минские договоренности по урегулированию внутриукраинского конфликта. Итог этой преступной и близорукой политики мы сейчас все с вами воочию наблюдаем.
Коллеги, убедительно призываем вас вместо сегодняшней бесполезной дискуссии о праве вето, сводящейся по сути к огульной критике СБ, задуматься о необходимости чёткого разделения труда между Совбезом и Генассамблеей ООН, чтобы ни один из этих органов не посягал на прерогативы другого, и чтобы они действовали четко в соответствии с Уставом ООН. От этого выиграет и наша всемирная Организация, и вся система международных отношений, переживающая непростую трансформацию к подлинной многосторонности.
Благодарю за внимание.