Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по сирийскому химическому досье

Г-н Председатель,

С учетом того, что это последнее, за исключением предстоящего сегодня голосования, заседание Совета Безопасности в декабре, хотел бы отдать должное усилиям эквадорского председательства, которое, несмотря на крайне турбулентную ситуацию в Совете, смогло четко выполнять свои функции. 

Хотел бы также поблагодарить Бразилию и Китай, председательствовавших в СБ ООН в октябре и ноябре, за то, что они с уважением отнеслись ко времени членов Совета и не стали включать в программу работы заседания по вопросу выполнения резолюции 2118, в котором уже давно не наблюдается никакого содержательного развития. Наша страна, как и ряд других коллег, уже давно призывает к оптимизации графика заседаний Совета по сирийскому «химическому досье» – на наш взгляд, обсуждать их раз в квартал более чем достаточно.

Впрочем, и «добавленная стоимость» нынешнего заседания тоже весьма спорна. Делегация США, продавившая его включение в программу работы, так и не смогла аргументировать зачем это нужно. Очередной доклад Гендиректора ОЗХО Фернандо Ариаса по вопросам выполнения резолюции СБ 2118 не слишком отличается от предыдущих. Из изменений стоит отметить упоминание состоявшегося 25-го раунда консультаций между САР и Миссией по оценке первоначального объявления, непроведением которого наши западные коллеги достаточно долго критиковали Дамаск. У нас, впрочем, не было иллюзий, что это хоть как-то повлияет на тональность выступлений представителя США и союзников сегодня, поскольку старые и новые измышления о причастности сирийских властей к химиницидентам у себя в стране – это единственное, чем они могут попытаться оправдать свои попытки искусственно удерживать эту тему «на плаву» в Совете Безопасности. Ни для кого не секрет, что ОЗХО и ее Техсекретариат давно уже стали не более чем послушным орудием в руках группы западных государств, от которого сейчас требуется исправно готовить почву для новых антисирийских решений. Среди них – принятая на 28-й сессии Генконференции государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО), состоявшейся в Гааге 27 ноября – 1 декабря, рекомендация о введении против Дамаска коллективных мер, направленных на недопущение поставок в Сирию химикатов, оборудования и технологий двойного назначения, включенных в приложение к документу ООН S/2006/853 от 7 ноября 2006 г. Ничем иным, кроме как очевидным самоуправством, это решение назвать нельзя.

Показательно, что ассоциировать себя с ним захотели лишь 65 стран их 194 членов ОЗХО. Это весьма показательно для понимания того, к какому кризису в Организации привели усилия западных стран, охваченных антисирийской и антироссийской истерией. 

Своими действиями они нанесли удар еще и по Уставу ООН. Ведь, настаивая на принятии коллективных мер в соответствии со ст. XII КЗХО, они попросту опускают тот факт, что данная статья предусматривает возможность принятия коллективных мер исключительно в соответствии с международным правом. 

А в соответствии с главой VII Устава ООН решение о полном или частичном прекращении экономических отношений со странами относится к исключительной прерогативе Совета Безопасности. У ОЗХО такого мандата нет. Более того, санкции СБ ООН вводятся не для того, чтобы экономически «удушить» неугодную кому-то страну, как это воспринимают западные неоколонизаторы, а являются вспомогательным инструментом для достижения конкретной цели – поддержания международного мира и безопасности. Никаким подобным задачам решение КГУ не служит и не может служить. Что это, как не очередная попытка подменить нормы международного права некими правилами, сверстанными под узкий круг государств и удобными лишь им?

Г-н Председатель,

Недруги Сирии в ОЗХО предлагают использовать механизм жесточайших санкций, даже невзирая на то, что многие из внесенных в список из приложения к документу ООН S/2006/853 веществ активно используются в сельском хозяйстве и медицине. Запрет на их поставки приведет к еще большей деградации и без того тяжелой гуманитарной ситуации в Сирии. Более того, в решении подразумевается возможность государств-участников КЗХО вводить любые иные ограничения против Сирии в этой сфере. Гендиректору ОЗХО же таким образом, по сути, предоставляются полномочия в будущем по своему усмотрению определять те страны, которые якобы будут нарушать КЗХО. Словом, западные страны получили себе очередную антисирийскую «игрушку», забавляться которой они наверняка начнут уже на сегодняшнем заседании. Выступление представителя США это только подтверждает. Хочу подчеркнуть в этой связи, что в измышления о том, что Сирия сохраняет свой военно-химический потенциал, верит ограниченное число антисирийски настроенных государств. Как известно, Дамаск в полном объеме выполнил свои обязательства согласно резолюции СБ 2118 по ликвидации военно-химической программы. Сделано это было под строгим контролем Техсекретариата ОЗХО и при беспрецедентном содействии государств-участников, что было подтверждено в 2016 году в документах Исполнительного совета ОЗХО и Конференции государств-участников КЗХО. Все остальное – лишь конъектурные политические спекуляции. 

Г-н Председатель,

С учётом общего глубокого кризиса ОЗХО вследствие её неприкрытой политизации не стал сюрпризом разыгранный в ходе Конференции государств-участников КЗХО по заранее утвержденным ролям спектакль, направленный на воспрепятствование переизбранию России в Исполсовет Организации. Не буду вдаваться в его детали. Скажу лишь, что подобными действиями, грубо поправшими предусмотренный КЗХО консенсусный порядок выдвижения кандидатур, устроители данного «шоу» сделали еще один шаг к окончательному разрушению некогда авторитетной организации. 

Уважаемые коллеги,

Можно было привести сегодня еще множество нелицеприятных для ОЗХО фактов, упомянуть про деятельность нелегитимной Группы по расследованиям и идентификации (ГРИ). Но я сэкономлю ваше и свое время, поскольку, во-первых, не хочу повторять очевидные вещи, а во-вторых, не вижу смысла «сотрясать воздух» перед теми, кто давно уже заготовил антисирийские и антироссийские заготовки и настроился на продолжение своего постыдного и губительного для ОЗХО лживого шоу. Толку от него – не больше, чем от утверждений наших американских коллег о том, что никто больше них не помогает жителям уничтожаемой Израилем при их содействии и молчаливом согласии Газы.

Вместо этого я воспользуюсь тем, что это, скорее всего, последнее открытое заседание СБ (не считая голосования) в этом году, и хотел бы поблагодарить покидающих Совет Албанию, Бразилию, Габон, Гану и ОАЭ, а также поприветствовать присоединяющихся к нему на два года Алжир, Гайану, Республику Корея, Словению и Сьерра-Леоне.

Благодарю Вас.

Видео выступления