Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по ситуации в Центральноафриканской Республике

Благодарим Манкёра Ндяя, Жоао Самуэля Кахоло и Бертино Матиаса Матондо за их выступления. Приветствуем участие Министра иностранных дел Центральноафриканской Республики Сильви Байпо-Темон.

Внимательно следим за развитием обстановки в Центральноафриканской Республике. Считаем, что положение дел в ЦАР в целом удалось стабилизировать, ограничить боевой потенциал незаконных вооруженных формирований. В этой связи приветствуем объявление Президентом Ф.А.Туадерой 15 октября 2021 г. режима прекращения огня.

Постепенно укрепляется государственная власть в регионах, налаживается работа судебной системы, растет количество дислоцированных по стране сотрудников органов поддержания правопорядка. Ведется подготовка муниципальных выборов, запланированных на сентябрь 2022 г. 

Убеждены, что Политсоглашение о мире и примирении в ЦАР 
от 6 февраля 2019 г. – базовый документ для достижения устойчивого мира и безопасности. Отмечаем усилия властей по реализации инициативы президента по проведению республиканского диалога. Важно, что власти настроены на обеспечение принципа инклюзивности при осуществлении разработанной при региональном содействии «дорожной карты» по актуализации Политсоглашения. 

Приветствуем активную вовлеченность Международной Конференции по району Великих озер и Экономического сообщества государств Центральной Африки в предпринимаемые ООН и зарубежными партнерами Банги усилия по стабилизации обстановки в этой стране. Исходим из того, что любые посреднические инициативы в формате субрегиональных организаций согласуются с Правительством ЦАР.

При этом полагали бы важным ориентироваться на приоритеты, обозначенные Президентом ЦАР в ходе заседания СБ ООН 18 октября 2021 г. В их числе – остановка боевых действий, роспуск НВФ, реализация программы демобилизации, разоружения и реинтеграции боевиков, реформа сектора безопасности, укрепление национальных границ и поступательное продвижение политпроцесса.

Отмечаем, что альянс НВФ «Коалиция патриотов за перемены» и различные отколовшиеся группировки не отказываются от продолжения вооруженной борьбы вплоть до силового захвата власти. Также обеспокоены наличию у них высокотехнологичных вооружений. В этих условиях считаем важным всемерно способствовать укреплению потенциала законно избранных властей.

Исходим из того, что без оказания эффективной поддержки руководству страны в повышении боеспособности национальных вооруженных сил преодоление внутреннего кризиса может затянуться. Убеждены, что наличие хорошо вооруженных и обученных армии и подразделений сил правопорядка является важным условием для долгосрочной стабилизации в ЦАР.

МООНСЦАР должна быть важным элементом обеспечения безопасности в стране с учетом возложенных на миротворцев функций, в том числе по противодействию НВФ в рамках защиты гражданского населения. Выступаем за более плотную координацию МООНСЦАР с Банги и двусторонними партнерами «на земле». Убеждены, что полноценное выполнение мандата миротворческой миссией возможно только при сохранении доверительного диалога и взаимопонимания с властями страны развертывания. Рассчитываем в этой связи, что планируемые изменения в руководстве МООНСЦАР положительным образом отразятся на взаимоотношениях между миссией и Банги. 

Воздержавшись в ходе голосования 12 ноября 2021 г. в СБ ООН по резолюции 2605 о продлении мандата МООНСЦАР, мы тем самым послали сигнал ее руководству о необходимости устранить недостатки в работе, прежде всего наладить должное взаимодействие с властями в Банги. 

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что МООНСЦАР не может и не должна подменять собой усилия национальных властей. Именно на них лежит основная ответственность за судьбу своей страны, защиту гражданского населения. В этой связи необходимо продолжать укреплять потенциал центральноафриканцев. Выполнение этой задачи тормозит режим оружейного эмбарго. Санкционный режим СБ ООН следует своевременно адаптировать к ситуации «на земле». Россия последовательно добивается смягчения оружейного эмбарго вплоть до его полного снятия. В резолюции Совета 2588, принятой 29 июля 2021 г., по просьбе Банги предусмотрены дополнительные послабления в действующем санкционном режиме. Необходимо и дальше делать шаги навстречу официальным властям. 

Наша страна помогает Банги укреплять боевой потенциал. 
С ведома санкционного Комитета СБ 2127 в ЦАР неоднократно поставлялась продукция военного назначения. На обучение в наши военные вузы зачислены 94 гражданина ЦАР. В стране успешно работают российские инструкторы. Кампания по их дискредитации вызывает у нас, как минимум, недоумение. Повторим, специалисты из России присутствуют в ЦАР на основании обращения законно избранных центральноафриканских властей. При этом Россия строго соблюдает все введенные СБ в отношении ЦАР ограничения.

Сегодня мы вновь услышали обвинения в адрес российских специалистов. В свете последних международных событий, включая ряд событий в Африке, поражены уровнем лицемерия заявлений некоторых наших коллег. Подчеркивая суверенное право одних государств выбирать партнеров по сотрудничеству и альянсы, в других случаях, если новые партнеры нашим западным коллегам не нравятся, они заходятся в истерике относительно того, что суверенные государства не имеют права якобы сотрудничать с ними. В одних ситуациях, если региональная организация поддержала западные решения или поддерживает их политику - это хорошо, в других, как например с ЦАР, оценки регионалов игнорируются, их позиция по снятию оружейного эмбарго не принимается в расчет. 

Ряд стран, сидящих сейчас вокруг стола Совета Безопасности, много лет оказывали так называемое военное содействие государствам, и не только африканским. Мы сегодня будем позже обсуждать другой африканский сюжет в этом контексте. Потом, через несколько лет, они просто бросают их на произвол судьбы, как это было и в Афганистане. 

И после этого, неожиданно, виноваты оказываются все кто угодно, но только не те страны, которые там находились много лет. 

Коллеги по Совету Безопасности сегодня повторяли друг за другом непроверенную информацию о случаях нарушений прав человека и преступлениях в ЦАР. Но почему же вы не требуете друг от друга результатов расследования авиаудара в Кабуле, когда погибло 7 детей, авиаударов в Ираке, Хаджине, Багхузе, где погибло 80 человек, и за эти преступления никто не понес наказания, разве никто не виноват? Почему эти вопросы не ставятся на постоянной основе?

В заключение хотела бы отметить, что это последний брифинг г-на М.Ндяя в Совете, в его нынешнем качестве. Я бы хотела поблагодарить его за выступление и пожелать ему дальнейших успехов на том поприще, которое он выберет. 

Благодарю за внимание.