Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ по Компенсационной комиссии ООН по Ираку

Уважаемые коллеги,

Хотел бы поприветствовать участие в сегодняшнем заседании Министра иностранных дел Ирака доктора Фуада Хуссейна, а также Постоянного представителя Кувейта при ООН Мансура Айяд аль-Утейби и выразить признательность председателю Совета Управляющих ККООН Майклу Гаффи за доклад и всем заинтересованным сторонам за всемерную поддержку.

Сегодня мы стали участниками исторического события – специального заседания Совета Безопасности, приуроченного к закрытию Компенсационной комиссии ООН по Ираку и принятию соответствующей резолюции СБ ООН 2621. Более 30 лет понадобилось, чтобы провести сегодняшнее мероприятие и за этот срок регион Ближнего Востока стал свидетелем колоссальных трансформаций. Однако Ирак и его ближайшие соседи, в первую очередь Кувейт, неизменно и последовательно продолжали диалог, нацеленный на укрепление долгосрочного мира и безопасности в регионе. Сегодняшнее заседание – результат такого настроя.

Россия как и другие страны-члены Совета Безопасности приветствует неустанные усилия Багдада по выполнению своих международных обязательств по выплате заявителям, которым была присуждена компенсация. Именно такой ответственный подход позволил в начале прошлого месяца произвести выплаты в полном объеме, и теперь Ирак больше не должен переводить процентную долю поступлений от экспортных продаж нефти в Компенсационный фонд. Убеждены, что высвободившиеся ресурсы внесут свой ощутимый вклад в укрепление социально-экономического благосостояния иракского общества, которое с начала кризиса в Персидском заливе в 1990 году испытывало гуманитарные последствия санкционного давления. Санкции, которые должны были служить политическому решению, в конечном итоге стали коллективным наказанием ни в чем не повинных людей.

На фоне завершения мандата ККООН мы должны извлечь опыт из «иракского урока» и прийти к единому пониманию, что «язык санкций», будучи одной из сильных форм реагирования на угрозы миру и безопасности, должен применяться в исключительных случаях. Международные ограничительные меры должны отражать положение дел «на земле» и служить процессу политурегулирования, а санкционные режимы – подвергаться регулярному обзору и модифицироваться, вплоть до полной отмены. 

Не стоит забывать и о том, что вторжение в страну США и ряда их союзников в 2003 г. было совершено под предлогом необходимости уничтожения несуществующего ОМУ в отсутствие мандата СБ и в нарушение международного права. В результате войны, развязанной с помощью откровенной дезинформации, смены неугодного режима и захвата природных ресурсов, погибли сотни тысяч мирных граждан, миллионы людей стали беженцами и ВПЛ. Страна была ввергнута в состояние хаоса под многолетней иностранной оккупацией. 

До настоящего времени компенсации многим семьям погибших иракцев не выплачены, к ответственности за неизбирательное и непропорциональное применение силы в ходе операций никто не привлечен, а пресловутое ОМУ в Ираке так и не было обнаружено.

Подытоживая, хотели бы подтвердить наш последовательный подход о неприемлемости применения двойных стандартов и односторонних принудительных мер, тенденция к использованию которых подрывает нормы и институты международного права. 

Благодарю за внимание.