Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ по Компенсационной комиссии ООН по Ираку
Уважаемые коллеги,
Хотел бы поприветствовать участие в сегодняшнем заседании Министра иностранных дел Ирака доктора Фуада Хуссейна, а также Постоянного представителя Кувейта при ООН Мансура Айяд аль-Утейби и выразить признательность председателю Совета Управляющих ККООН Майклу Гаффи за доклад и всем заинтересованным сторонам за всемерную поддержку.
Сегодня мы стали участниками исторического события – специального заседания Совета Безопасности, приуроченного к закрытию Компенсационной комиссии ООН по Ираку и принятию соответствующей резолюции СБ ООН 2621. Более 30 лет понадобилось, чтобы провести сегодняшнее мероприятие и за этот срок регион Ближнего Востока стал свидетелем колоссальных трансформаций. Однако Ирак и его ближайшие соседи, в первую очередь Кувейт, неизменно и последовательно продолжали диалог, нацеленный на укрепление долгосрочного мира и безопасности в регионе. Сегодняшнее заседание – результат такого настроя.
Россия как и другие страны-члены Совета Безопасности приветствует неустанные усилия Багдада по выполнению своих международных обязательств по выплате заявителям, которым была присуждена компенсация. Именно такой ответственный подход позволил в начале прошлого месяца произвести выплаты в полном объеме, и теперь Ирак больше не должен переводить процентную долю поступлений от экспортных продаж нефти в Компенсационный фонд. Убеждены, что высвободившиеся ресурсы внесут свой ощутимый вклад в укрепление социально-экономического благосостояния иракского общества, которое с начала кризиса в Персидском заливе в 1990 году испытывало гуманитарные последствия санкционного давления. Санкции, которые должны были служить политическому решению, в конечном итоге стали коллективным наказанием ни в чем не повинных людей.
На фоне завершения мандата ККООН мы должны извлечь опыт из «иракского урока» и прийти к единому пониманию, что «язык санкций», будучи одной из сильных форм реагирования на угрозы миру и безопасности, должен применяться в исключительных случаях. Международные ограничительные меры должны отражать положение дел «на земле» и служить процессу политурегулирования, а санкционные режимы – подвергаться регулярному обзору и модифицироваться, вплоть до полной отмены.
Не стоит забывать и о том, что вторжение в страну США и ряда их союзников в 2003 г. было совершено под предлогом необходимости уничтожения несуществующего ОМУ в отсутствие мандата СБ и в нарушение международного права. В результате войны, развязанной с помощью откровенной дезинформации, смены неугодного режима и захвата природных ресурсов, погибли сотни тысяч мирных граждан, миллионы людей стали беженцами и ВПЛ. Страна была ввергнута в состояние хаоса под многолетней иностранной оккупацией.
До настоящего времени компенсации многим семьям погибших иракцев не выплачены, к ответственности за неизбирательное и непропорциональное применение силы в ходе операций никто не привлечен, а пресловутое ОМУ в Ираке так и не было обнаружено.
Подытоживая, хотели бы подтвердить наш последовательный подход о неприемлемости применения двойных стандартов и односторонних принудительных мер, тенденция к использованию которых подрывает нормы и институты международного права.
Благодарю за внимание.