Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-жа Председатель,

Благодарим Мартина Гриффитса за обзор гуманитарной ситуации в Сирии. Приветствуем Яна Эгеланда на сегодняшнем заседании и выражаем признательность за представленные взвешенные оценки происходящего «на земле». 

Уважаемые коллеги, 

Наша сегодняшняя встреча – первая с момента произошедшего в начале января полугодового продления резолюции СБ 2585. На данном этапе мы посчитали более важным сохранить и приумножить наметившиеся новые тенденции в организации гуманитарной помощи в Сирии и не стали зацикливаться на пока еще скромном объеме выполненных работ. Не будет преувеличением сказать, что это наш кредит доверия Совету Безопасности ООН в целом, а также стремление дать возможность внести свой вклад в общее дело совбезовским «новичкам».

Мандат ООН на осуществление трансграничных поставок гуманитарной помощи в Сирию через КПП «Баб Аль-Хава» теперь рассчитан до 10 июля с.г. За остающееся время нам предстоит сделать очень и очень многое, времени для «раскачки» у нас нет.

Комплекс проблем, который необходимо решить для уравновешивания гуманитарных усилий ООН в Сирии, весьма объемный. В конкретном плане в ближайшие пять с половиной месяцев нам необходимо выполнить ряд важнейших задач.

Прежде всего, важно всемерно способствовать тому, чтобы выработанная схема поставок помощи через линии соприкосновения не только работала без сбоев, но и была расширена в первую очередь на районы, недоступные через ТГМ. Насколько мы полагаем, критичность этого шага, тем более в условиях тяжелой зимы в Сирии, не вызывает ни у кого сомнений. В этой связи любые пробуксовки с отправкой гуманитарных конвоев, в т.ч. в Идлиб, нельзя рассматривать иначе, как намеренный саботаж и целенаправленную угрозу жизням простых сирийцев. Как минимум, в полной мере должен быть выполнен имеющийся у нас с октября прошлого года четкий операционный план УКГВ ООН. Пока о прогрессе говорить не приходится. Рассчитываем, что наши коллеги в СБ проявят в этом вопросе должную принципиальность.

Снова подчеркиваем необходимость обеспечения ооновского присутствия на северо-западе Сирии для повышения контроля распределения гумпомощи среди нуждающихся.

Крайне важно наращивать работы по раннему восстановлению объектов инфраструктуры для обеспечения базовых условий жизнеобеспечения сирийцев. Гуманитарные организации уже выбились из сил разъяснять простую вещь – по своей эффективности никакая гуманитарная помощь не заменит бесперебойно функционирующие больницы, электростанции, фабрики, заводы. Вклад доноров в эти виды работ будет способствовать не только нормализации положения простых людей в Сирии, но и удешевит стоимость самих гуманитарных работ при повышении отдачи от них. На наш взгляд, с этой простой математической логикой очень трудно спорить. Хотелось бы, чтобы наши коллеги по Совету Безопасности удвоили усилия в этом направлении.

Г-жа Председатель,

В ходе дальнейшей работы над сирийским гуманитарным досье нельзя обходить стороной проблему негативного влияния односторонних санкций и принудительных мер на жизнь простых сирийцев. Сегодня об этом говорил и Ян Эгеланд. Время от времени упоминает об этом в своих докладах и Генсекретарь ООН. Надеемся, что А.Гутерреш будет уделять больше внимания данной теме в своих обзорах до полного искоренения этой проблемы в Сирии. А оснований для этого у Генсекретаря, на наш взгляд, предостаточно. Из последнего хотел бы упомянуть свежие обзоры ФАО и ВОЗ, в которых прямо говорится о разрушающем влиянии санкций на сельскохозяйственное производство и поставки в страну лекарственных препаратов и медицинских изделий. В пострадавших только простые сирийцы, недополучающие продукты питания и лечение. Повторюсь, об этом пишут ответственные организации системы ООН, и мы признательны им за порядочность и честно выполняемый профессиональный долг.

Г-жа Председатель,

К сожалению, начало года ознаменовалось настоящей катастрофой в одной из тюрем города Хасеке. С учетом размаха трагедии, а также возникающих угроз безопасности региона в целом мы запросили проведение отдельного заседания Совета, которое пройдет сразу после нашей встречи. Рассчитываем, что оно позволит нам не только озвучить наши оценки случившегося, но и в целом понять, что происходит в по-прежнему незаконно оккупированном США Заевфратье.

Благодарю за внимание.

 

В ответ на выступление представителя Великобритании:

Г-жа Председатель, 

Я попросил слово, чтобы высказать наше удивление заявлениями о том, что неучастие России в механизме деконфликтинга является якобы неоправданным и неприемлемым и нарушает нормы международного гуманитарного права. 

Для нас очень удивительно, что в этом нас обвинила Великобритания, вооруженные силы которой нанесли в общей сложности более 4500 воздушных ударов по территории Сирии и Ирака. Только в ходе одной из таких атак по Ракке в августе 2017 года погибли десятки мирных жителей, что подтвердили в командовании международной антиигиловской коалиции. Однако на это в Лондоне дали следующее объяснение, я цитирую: «Риск непреднамеренного убийства гражданских лиц не может быть полностью исключен, главным образом, по причине бесчеловечного поведения противника, использующего людей в качестве «живого щита»».

Россия всегда исходила из того, что вопросы деконфликтинга гражданских объектов и оказания гуманитарной помощи должны решаться ООН в прямом взаимодействии с законным правительством Сирийской Арабской Республики, государства-члена ООН. Неоднократно указывали на недопустимость произвольного наделения защищенным статусом неких объектов в Идлибе, к которым ООН доступа не имеет, а значит не может удостовериться, используются ли данные объекты по прямому назначению или захвачены террористами и переоборудованы в военные локации. Я думаю, что наши сирийские коллеги лучше кого бы то ни было расскажут нам, как обстоит ситуация с так называемым деконфликтингом на самом деле.

Благодарю за внимание.