Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на совместном брифинге председателей Комитетов СБ ООН 1373, 1267/1989/2253 и 1540

Г-н Председатель,

Позвольте поблагодарить Вас за организацию традиционного брифинга председателей трех комитетов СБ, обладающих компетенцией в вопросах борьбы с терроризмом. 

Хотели бы также поблагодарить председателей трех комитетов за представленные сегодня доклады о проделанной работе и отметить их личный вклад в выполнение Советом задач на направлениях антитеррора и нераспространения.

Разделяем прозвучавшие положительные оценки налаженного между комитетами сотрудничества, в том числе применительно к организации совместных заседаний, мониторинговых миссий и информационного обмена.

Эффективное выстраивание взаимодействия видится тем более значимым в свете неснижающейся актуальности угрозы терроризма. Терорганизации адаптируются и подстраиваются под современные условия, извлекают выгоду из конфликтных ситуаций, используют новые и возникающие технологии в своих преступных целях. Профильным структурам Совета недостаточно просто поспевать за этими новыми тенденциями, необходимо стараться на несколько шагов опережать террористов. 

Важно сосредоточить усилия Контртеррористического комитета (КТК) на контроле выполнения государствами профильных резолюций СБ. Особое внимание при этом следует уделить странам в регионах с повышенной террористической активностью.

Призываем руководство государств, включенных в текущий список оценочных визитов Комитета, не затягивать с согласованием таких поездок с руководством КТК и его Исполдиректората (КТИД). Польза от таких визитов очевидна. Они помогают, в том числе, выявлять пробелы в национальном законодательстве и правоприменительной практике. Рекомендации по итогам визита позволяют государствам принять взвешенное решение: заполнять такие «лакуны» своими силами или с запросом техпомощи по линии Управления ООН по контртерроризму. Убеждены, что при планировании и разработке программ укрепления потенциала должны учитываться, прежде всего, пожелания государства-получателя помощи, а также экспертные оценки Комитета и рекомендации.

С удовлетворением отмечаем качественную экспертную поддержку Комитета со стороны КТИД. Благодарим Исполдиректора, г-жу Наталью Герман, за активизацию выполнения ключевых задач КТИД – проведение оценочных визитов и подготовку докладов от имени Комитета. 

При этом хотели бы акцентировать важность сохранения сбалансированного характера инструментов оценки, без увлечения второстепенными темами и сюжетами. Убеждены, что ключевым критерием эффективности борьбы с терроризмом остается способность государства противодействовать финансовой и идеологической подпитке террористов, а также обеспечивать неотвратимость наказания за совершенные преступления.

У КТК в планах на текущий год значится проведение ряда брифингов. При этом уже сейчас необходимо начинать определяться с темами для обсуждения в Комитете в будущем году. На наш взгляд, чрезвычайно актуальным вопросом является проблема репатриации иностранных террористов боевиков и членов их семей из Сирии и Ирака, а также взаимосвязь терроризма с транснациональной организованной преступностью, подпитка террористов оружием.

Что касается привлечения экспертов как к встречам по актуальным вопросам контртеррора, включая открытые и закрытые брифинги Комитета, так и к разработке аналитических материалов, то здесь важно выдерживать баланс в представленности регионов и точек зрения. Это тот аспект, на который мы бы просили обратить особое внимание председателя КТК и Исполнительного Директора г-жу Н.Герман.

Г-н Председатель,

Выражаем признательность мальтийским председателям санкционного Комитета СБ 1267/1989/2253 по ИГИЛ и «Аль-Каиде» за руководство и готовность конструктивно подходить к решению различных вопросов.

Позитивно оцениваем работу указанного Комитета. Считаем его одним из наиболее эффективных механизмов Совета на контртеррористическом направлении. 

Приоритетное внимание уделяем вопросам эффективного выполнения резолюций СБ ООН по антитеррористическому санкционному режиму в отношении ИГИЛ/«Аль-Каиды». Отрадно, что их ключевые положения отражены в руководящих принципах работы Комитета СБ 1267. 

Внимательно следим за динамикой развития современных теругроз по всему миру, в т.ч. в САР и Ираке, Южной и Юго-Восточной Азии, на Африканском континенте. Несмотря на предпринимаемые де-факто властями усилия, афганское «крыло» ИГИЛ по-прежнему остается одним из ключевых факторов дестабилизации обстановки в стране. Дополнительную опасность представляет их расширяющаяся идеологическая, пропагандистская и вербовочная деятельность с умелым использованием информационно-коммуникационных технологий. Видим в сохраняющемся в стране присутствии группировки угрозу для приграничных государств Центральной Азии. В зоне внимания – терактивность в ряде африканских стран, во многом обусловленная социально-экономическими последствиями колониальной и неоколониальной политики западных стран, а также усилия регионалов по купированию вызовов.

Подчеркиваем необходимость продолжать концентрироваться на проблеме ИТБ – фигурантов антитеррористических санкционных списков с целью предупреждения и пресечения их преступной активности, а также вопросах их дальнейшей репатриации. 

Поддерживаем эффективную работу Мониторинговой группы, доклады которой являются важным подспорьем в работе Комитета. Призываем все государства-члены к тесному взаимодействию с экспертами. При этом рассчитываем, что доклады Мониторинговой группы будут носить максимально объективный характер и опираться только на проверенные источники информации. 

Немаловажным фактором в работе считаем страновые визиты Мониторинговой группы. Последовательно исходим из необходимости уделения приоритетного внимания ее поездкам в страны, находящиеся в состоянии вооруженного противостояния международному терроризму, и государства, вплотную столкнувшиеся с террористическими проявлениями.

Г-н Председатель,

Отмечаем продолжение активной работы Комитета СБ 1540 и усилия его председателя, постоянного представителя Эквадора г-на Эрнана Переса Лоосе. 

Резолюция СБ ООН 1540 сохраняет свою актуальность в качестве универсального международного документа, направленного на сотрудничество и помощь государствам в создании на национальном уровне эффективных барьеров, предотвращающих попадание ОМУ, средств его доставки и относящихся к ним материалов в руки негосударственных субъектов. Считаем продолжение работы в рамках Комитета в духе сотрудничества и взаимодействия принципиально важным с точки зрения обеспечения эффективной и всеобъемлющей реализации резолюции 1540 всеми государствами. 

Неизменно подчеркиваем, что ключевыми направлениями работы Комитета СБ 1540 должны оставаться мониторинг выполнения положений резолюции и координация глобальной деятельности в области оказания технического содействия государствам в этом процессе по их запросу. Необходимо учитывать, что Комитет не должен «принудительно» навязывать какие-либо «услуги» членам международного сообщества. Его подходы, в том числе в вопросах предоставления помощи государствам, должны быть тактичными и обеспечивающими достаточный уровень конфиденциальности. 

В контексте сферы охвата сегодняшнего брифинга хотели бы подчеркнуть, что деятельность вспомогательных органов Совета Безопасности ООН, принимающих участие в заседании, четко разграничена. Комитет СБ 1540, являясь превентивным нераспространенческим и мониторинговым органом, не располагает ни мандатом, ни техническим потенциалом для проведения мероприятий по выявлению террористических угроз и реагированию на них, которым наделены профильные комитеты СБ ООН. Изменение фокуса Комитета 1540 на борьбу с терроризмом грозило бы размыванием нераспространенческого вектора его деятельности и меняло бы характер самой резолюции 1540, привнося в процесс ее осуществления изначально непредусмотренные элементы вплоть до атрибуции и вмешательства во внутренние дела государств. 

На этом фоне считаем излишним и контрпродуктивным – прежде всего, с точки зрения достижения целей самой резолюции СБ 1540 – попытки найти некую «синергию» и «пересечение компетенций» между Комитетом 1540 и Комитетами 1267 и 1373. Отмечаем, что принятая в прошлом году резолюция СБ ООН 2663, указывая на разницу в мандатах трех комитетов, подтвердила сохранение прежних рамок возможного взаимодействия между ними – обмен информацией и координация при планировании и проведении страновых визитов. Считаем, что ежегодного совместного брифинга трех комитетов вполне достаточно для реализации этих задач. 

Не стоит также забывать, что в резолюциях говорится исключительно о сотрудничестве между самими комитетами – речи о прямом взаимодействии между их группами не идет. Учитывая специфику мандатов комитетов, а в случае с Комитетом 1540 – еще и строгую подотчетность его Группы экспертов, в том числе в плане внешних контактов, все возможные предложения на этот счет должны рассматриваться комитетами на индивидуальной основе.

Наша страна неизменно открыта к конструктивному взаимодействию в целях оперативного и эффективного разрешения как содержательных, так и организационных задач, стоящих перед Комитетом 1540.

Благодарю за внимание.

Видео выступления