Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания ГА ООН на тему «Отказ от применения односторонних экстерриториальных экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления»

Г-н Председатель, 

Уважаемые коллеги, 

Россия присоединяется к выступлению Министра иностранных дел Венесуэлы И.Хиля от имени Группы друзей в защиту Устава ООН, поддерживает озвученные призывы и хотела бы в национальном качестве добавить следующее. 

Сегодня после многолетнего перерыва в Генассамблее у нас есть возможность дать всестороннюю оценку практике «односторонних экономических мер принуждения». Практике западных стран, которая не только противоречит Уставу ООН и всему заложенному Уставом миропорядку, но стоит на пути международного развития, сотрудничества, прав человека. Практике, которая в прямом смысле убивает людей, лишая их самого необходимого. 

Начнем с того, что наши оппоненты пытаются смешать в одну кучу санкции Совета Безопасности ООН и незаконные односторонние принудительны меры (ОПМ), чтобы увести дискуссию от неприятной темы. Про первые (по линии СБ): санкции Совета являются вспомогательным инструментом реагирования на возникновение угроз международному миру и безопасности. Их применение должно иметь дозированный и адресный характер, ограниченный срок действия и учитывать весь спектр гуманитарных, социально-экономических и правочеловеческих последствий. Необходим регулярный обзор санкционных режимов СБ на предмет их соответствия обстановке «на земле». Устойчивое оздоровление политического контекста должно сопровождаться ослаблением и последующей отменой международных ограничений. Недопустимо злоупотребление данным инструментом в целях недобросовестной конкуренции и «наказания» неугодных государств. Неприемлемо дополнение санкций СБ ООН односторонними ограничительными мерами, особенно имеющими экстерриториальный характер.

Переходя к принимаемым в обход Совета Безопасности односторонним мерам – нашей повестке сегодня – подчеркнем: объектами западных ОПМ становятся страны, проводящие самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Так они подчас реагируют на независимость других – неоколониальными экономическими методами и моделями. Цели санкционных кампаний декларируется открыто – добиться финансовой и технологической изоляции, подорвать перспективы роста, нанести ущерб с целью расшатывания внутриполитической обстановки и создать предпосылки для смены власти и внешнего контроля над суверенными ресурсами. 

Западные страны, однако, пытаются внушить нам, что действуют правомерно. Мол, они лишь побуждают другие страны к тому, чтобы те выполняли свои обязательства по международному праву. А меры принуждения проистекают якобы из международных обязательств самих наших оппонентов. Мы услышали это и сегодня.

В этом отношении хотелось бы получить ответы на ряд вопросов. Во-первых, кто назначил Вас в судьи того, кто, где, когда и в какой мере выполняет свои обязательства? Хотелось бы напомнить, что согласно Уставу ООН право вводить принудительные меры закреплено лишь за Советом Безопасности ООН. 

Более того, ни один международный договор не предусматривает, что в случае, если его положения по мнению Запада нарушаются каким-либо государством, то страны Запада наделяются правом злоупотреблять своим положением мирового финансового гегемона и препятствовать торговле этого государства или изымать его суверенные активы. 

Во-вторых, а как же быть с нарушениями обязательств со стороны самого Запада? Ответ очевиден – это ведь не нарушения. Позиция стран, практикующих незаконные односторонние принудительные меры, сводится к хорошо известной римской максиме – «что положено Юпитеру, не положено быку» (Quod licet Iovi, non licet bovi). Иными словами, никакой правовой базы. Лишь – порядок, основанный на правилах, которые по ходу и под свои интересы меняет Запад.

Как уже сегодня говорилось, в настоящее время односторонние меры действуют в отношении порядка тридцати стран с общим населением почти в два млрд. человек. Таким образом, более четверти населения Земли испытывает незаконные ограничения их экономической активности. 

По оценкам Специального докладчика СПЧ ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека – по итогам ее полевых визитов на Кубу и в Венесуэлу, «экономические последствия санкций США переносятся на миллионы граждан этих стран, негативно сказываются на осуществлении их экономических, социальных, политических и культурных прав, включая право на здоровье, достаточное питание и достойную жизнь, непропорционально затрагивая детей, женщин и другие уязвимые группы».

Спецдокладчик констатирует, что для гуманитарных организаций становится все сложнее – и дороже – из-за санкций оказывать помощь затронутому населению, которое сталкивается с задержкой или отказом в оплате, затруднениями в доставке медицинских и продовольственных грузов. Это нам подтверждают и сами гуманитарщики. Заверяют они нас и в том, что т.н. гумизъятия не работают, и по причине вторичных санкций, эффекте их чрезмерного исполнения. 

Особенно отвратительными выглядят попытки США, в дополнение к эмбарго Кубы, выставить ее в качестве государства-пособника терроризма – страну, которая в условиях COVID-19 оказывала помощь нуждающимся по всему миру, направляя бригады врачей и медикаменты, осуществляла посредничество на переговорах колумбийских сторон. Призываем США прислушаться к ясно выраженному всеобщему призыву и приступить к снятию антикубинского эмбарго и исключению Кубы из списка государств-спонсоров терроризма.

Упомянем и Сирию, которая на фоне масштабных разрушений подвергается удушающим незаконным односторонним санкциям, воровству оккупирующими силами США сирийских природных ресурсов. Тревогу вызывает продвижение в США нового бесчеловечного санкционного законопроекта «Assad Regime anti-Normalization Act», который в случае его принятия в очередной раз ударит, прежде всего, по наиболее нуждающимся гражданам. Ждем обещанного ооновцами специального доклада ООН о влиянии санкций на гуманитарную деятельность в Сирии. Использование экономического давления на Беларусь, КНДР, Иран, Зимбабве, Судан, Эритрею и другие страны – является четким основанием утверждать: односторонние незаконные меры давно превратились в оружие неизбирательного, массового поражения и создают угрозу международному миру и безопасности. Мы и другие делегации продолжим активно поднимать тему этой незаконной деятельности.

При этом сами организации системы ООН говорят об этом робко. Вновь подчеркиваем важность более активного вовлечения ООН – в соответствии с имеющимися резолюциями Генассамблеи – в мониторинг негативных последствий от незаконных односторонних мер. Подготовка таких обзоров, вне зависимости от того, нравятся или нет они западным донорам, является прямой обязанностью Генсекретаря ООН и – с этого года – системы резидентов-координаторов ООН – по резолюции ГА ООН «Односторонние принудительные меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран» (78/135).

Отдельно хотели бы также привлечь внимание к тому факту, что в апреле в США был принят закон, закладывающий основу для ареста, конфискации и передачи суверенных активов российского Центробанка. Этот закон грубо нарушает нормы и принципы международного права об иммунитете государств и их собственности, не говоря о принципах суверенного равенства государств и невмешательства в их внутренние дела, закрепленных в Уставе ООН. 

Поведение США и их союзников создает опасный прецедент, когда активы ни одного государства не будут защищены от незаконной экспроприации. Каждому государству стоит подумать дважды, прежде чем принять решение хранить свои активы в США или у их сателлитов. 

Призываем всех ответственных членов международного сообщества выступить против этого незаконного поведения, воздержаться от его поддержки или признания, чтобы избежать соучастия в этих нарушениях. В случае конфискации активов будем руководствоваться правом на ответные меры. 

В целом, подчеркиваем, что попытки удержать ускользающую гегемонию западных стран и их ставка на недобросовестную конкуренцию, «зеленые» барьеры, зажим эффективных форм перетока технологий и инвестиций, и прочее возведение новых стен – это саморазрушительный выбор наших оппонентов, чему население этих стран уже дает свою оценку. 

Незаконное и неконтролируемое экономическое давление западных стран предопределяет необходимость усиленного совместного противодействия подобным мерам, консолидации вокруг новой глобальной модели – базирующейся на полицентричности, равноправии и взаимоуважении. Эти темы обсуждались в ходе недавно завершившегося Петербургского международного экономического форума и прошедшего на днях в нашей стране заседания Совещания министров иностранных дел стран БРИКС. Тема форума – «основа многополярности – новые точки роста». Именно развитие инновационного экономического сотрудничества между странами Юга позволит подсанкционным странам стать такими «точками роста» и выбраться из-под бремени ограничений. 

В более конкретном плане – уже вырисовываются элементы новой финансовой системы и архитектуры, не зависящей от доллара и завязанной на него платежной инфраструктуры. Переход к расчетам в нацвалюте идет в таких перспективных форматах как ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АСЕАН. Активно развиваются и другие решения, которые снижают зависимость от тех, кто использует свое доминирующее положение в экономике как оружие. Готовы к активному участию в такой работе, к строительству мостов, а не стен.

Благодарю за внимание. 

Видео выступления