Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.В.Антоновой в Шестом комитете 78-й сессии ГА ООН по теме «Уголовная ответственность должностных лиц и экспертов в командировках ООН»

Г-н Председатель,

Благодарим Генерального секретаря за очередной доклад по теме: «Уголовная ответственность должностных лиц и экспертов в командировках Организации Объединенных Наций».

Принятие своевременных и надлежащих мер для привлечения к ответственности должностных лиц и экспертов в командировках ООН за совершенные ими уголовные преступления – важный вопрос, имеющий прямую проекцию на авторитет организации в целом. Делаться это должно без ущерба для привилегий и иммунитетов данных лиц и ООН по международному праву и с соблюдением всех надлежащих правовых гарантий.

Иммунитет – это, прежде всего, гарантия того, что на сотрудников Всемирной организации, которые в силу Устава ООН должны занимать непредвзятую позицию, не будет оказываться давление. Вопрос уважения иммунитетов и особого статуса ооновцев приобретает особое звучание в условиях участившихся случаев нарушения страной пребывания принципа единства статуса международных служащих и вопиющей дискриминации отдельных сотрудников Секретариата по принципу их гражданства, включая ничем не обоснованные, незаконные и несправедливые визовые, транспортные и прочие ограничения.

Обратили внимание на то, что в очередном профильном докладе Генсекретаря снова основное внимание уделяется актам сексуальной эксплуатации и надругательства. Естественно, мы решительно осуждаем совершение такого рода деяний. При этом хотели бы в очередной раз обратить внимание на то, что акцент именно на этой категории не вяжется с данными самого доклада. Из него следует, что из 11 дел, переданных Секретариатом ООН в государства гражданства, только 2 дела касались «предположительного сексуального посягательства и домогательства», иные связаны с мошенничеством и коррупцией. В предшествующих докладах картина аналогичная. Очевидный вывод – ООН страдает, прежде всего, от экономических преступлений. На этом фоне наблюдаемые нами настойчивые усилий по смещению всего фокуса внимания лишь на акты сексуальной направленности выглядят попыткой «замести под ковер» значительно более многочисленные факты коррупции и мошенничества. Не думаем, что это правильно. Напоминаем, что взносы в бюджет ООН платятся из карманов налогоплательщиков государств-членов.

Бросается в глаза также отсутствие в докладе  в ряде случаев информации от государств относительно расследования ими дел, переданных в их национальную юрисдикцию. Не вполне понятно, по какой причине в некоторых местах не указаны даты повторного обращения ООН к соответствующим государствам.

Подтверждаем, что привлечение должностных лиц и экспертов в командировках ООН к уголовной ответственности относится к исключительной компетенции государства гражданства подозреваемого лица, от юрисдикции которого оно не имеет иммунитета. В арсенале большинства государств имеется широкий набор мер осуществления правосудия в отношении своих граждан.

Не считаем, что разработка отдельного международного договора позволит справиться с затруднениями в привлечении к уголовной ответственности должностных лиц и экспертов в командировках ООН. Целый комплекс механизмов, выработанных государствами во взаимодействии с Секретариатом, вполне достаточен. Что касается проблем с дефицитом имплементации – они не решаются установлением дополнительных норм. Нужно добиться того, чтобы уже имеющиеся нормы и правила заработали. 

Так, с целью предупреждения возникновения уголовных правонарушений со стороны должностных лиц и экспертов в командировках ООН придаем большое значение необходимости соблюдения ооновцами основополагающих международно-правовых рамок их поведения. Ст.100 Устава ООН предусматривает, что Генеральный секретарь и персонал Секретариата должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. В соответствии с Правилами о персонале ООН ему вменяется докладывать о фактических либо возможных интересах руководителю и отказываться от участия в деле, несовместимого с целостностью, независимостью и беспристрастностью, которые требуются от таких лиц.

В части профилактических мер важно сохранять сбалансированный подход. Сейчас основной фокус усилий Секретариата сосредоточен на предотвращении преступлений на сексуальной почве: есть всеобъемлющая внутренняя политика абсолютной нетерпимости к подобному поведению. Мы бы хотели видеть аналогичный подход к вопросам экономических преступлений и коррупции.

Нелишним была бы разработка на национальном уровне системы мониторинга процессов по привлечению к ответственности и осуществлению правосудия в интересах жертв данных деяний.

Целенаправленному решению проблемы способствовало бы, на наш взгляд, более эффективное сотрудничество государств в оказании друг другу помощи в расследовании и судебном преследовании уголовных деяний.

Благодарю за внимание.