Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя российской делегации А.А.Радовицкого на восьмой сессии Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025 по пункту повестки дня «Cуществующие и потенциальные угрозы»

Г-н Председатель, 

Уважаемые коллеги,

Присоединяюсь к совместному заявлению группы государств по проекту третьего ежегодного доклада РГОС ООН по международной информбезопасности, озвученному представителем Никарагуа. 

В национальном качестве хочу отметить, что ключевая задача на восьмой сессии Группы – согласование упомянутого проекта доклада. В фокусе – поиск компромиссных развязок по параметрам формата-преемника. Большинство государств, в том числе Россия, готово к конструктивной работе. Однако на данный момент перед делегациями стоит чересчур амбициозная задача согласовать более 50 страниц текста. В этой связи обращаемся к председателю с просьбой существенно сократить будущий доклад, чтобы облегчить переговорный процесс. Это можно было бы сделать за счет исключения параграфов, дублирующих ранее достигнутые в РГОС договоренности (например, пункты 6, 15, 16, 19, 25, 30 d), h), 36 f), g), 37 a), c), d), 39, 41, 42 g), 48a), d), e), j)).

Что касается введения, считаем важным исправить в нем – как и по всему тексту – неприемлемый для нас перекос в сторону выполнения так называемых «рамок ответственного поведения государств в сфере использования ИКТ». Вместо размытого понятия «рамки» считаем целесообразным придерживаться мандата РГОС и закрепленной в нем формулы, предусматривающей выработку новых правил, норм и принципов ответственного поведения наряду с имплементацией ранее согласованных добровольных, необязательных правил (п.3, 4). Важно отразить в документе и закрепленную в докладах РГОС и резолюциях ГА ООН стратегическую задачу согласования юридически обязывающих договоренностей (п.3, 5, 9, 11).

Во введении следует также подчеркнуть необходимость обеспечения очного участия всех представителей национальных делегаций, а также других заинтересованных сторон, аккредитованных при РГОС, в ее официальных сессиях и межсессионных встречах, проводимых в штаб-квартире ООН, путем своевременной выдачи виз. Следует также заменить термин «стейкхолдеры» на закрепленное в мандате Группы понятие «другие заинтересованные стороны».

В разделе по существующим и потенциальным угрозам в сфере ИКТ полагаем необходимым отразить – прежде всего, в рекомендациях – разработку международно-правовых основ в качестве эффективной меры противодействия вызовам в цифровой среде в контексте международной безопасности (п.28). Не менее важно подчеркнуть роль созданного в этих целях глобального межправительственного реестра контактных пунктов для обмена информацией о компьютерных атаках/инцидентах (п.29), который является первым практическим результатом РГОС, позволяющим наладить прямое взаимодействие между компетентными органами государств для предотвращения конфликтов.

Некорректно утверждение о том, что добровольные нормы и меры укрепления доверия представляют собой обязательства для государств в цифровой сфере, тем более в соответствии с ранее упомянутыми «рамками» поведения (п.26). Обязательства стран могут проистекать исключительно из норм международного права. Применительно к добровольным правилам следует предусмотреть положения о том, что их выполнение не должно использоваться для оценки деятельности государств и приводить к эскалации напряженности в информпространстве.

Исходим из того, что злонамеренное использование ИКТ представляет угрозу для всех видов критической инфраструктуры и критической информационной инфраструктуры (п.14, 15). Соответственно, нет оснований для вычленения якобы наиболее уязвимых отраслей (здравоохранение, энергетика, избирательные процессы, подводные кабели и др.).

С учетом мандата РГОС и ее подотчетности Первому комитету ГА ООН представляется целесообразным сфокусироваться на аспектах противоправного использования ИКТ, представляющих угрозу международному миру и безопасности, нежели для физических лиц или обществ (п.17, 19). Предлагаем исключить ряд «размытых» и дублирующих друг друга положений (в п.19, 20, 21, 22), а также не входящие в ведение Группы темы – например, криптовалюты (п.19) и гендерную проблематику (п.10, 25).

Благодарю за внимание.