Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии
Уважаемый г-н Председатель,
Благодарим Генерального секретаря и Мартина Гриффитса за озвученные оценки. Приняли к сведению сказанное Иядом Агой.
Г-н Председатель,
Хотели бы прокомментировать доклад о гумситуации в Сирии в апреле-мае с.г. Все большую тревогу вызывает информация о продовольственном и топливном кризисе в стране. Жаль, что в докладе в очередной раз не указывается на ответственность за это США – не только с учетом односторонних санкций, но и оккупации северо-востока страны. Население, включая детей, голодает, приостанавливается работа социальных, в т.ч. медицинских учреждений. Нехватка топлива сказывается и на работе водонапорных и электростанций, под ударом сирийские аграрии. Что касается западных санкций, то на них жалуются и гуманитарщики, пытающиеся работать в Сирии. Об их трудностях мы не раз говорили, – это и препятствия в финансовых операциях, и в логистике, и неработающие гумизъятия. Заявления Вашингтона, а также ряда других столиц о том, что односторонние санкции – это якобы соблюдение их международных обязательств, а также утверждения об их адресном и выверенном характере не только звучат фальшиво и неубедительно, но и демонстрируют бесчеловечность отношения к мирному населению Сирии.
Деградирующая гуманитарная ситуация продолжает усугубляться трагическими происшествиями, подрывающими безопасность. В этом контексте стоит особняком упомянутая Мартином Гриффитсом серия авиаударов израильской авиации 10 июня по пригороду Дамаска, в результате чего была повреждена взлетно-посадочная полоса и здание международного аэропорта сирийской столицы, который пришлось закрыть. Как следствие, были приостановлены авиарейсы через столицу, в том числе полеты ооновской авиаслужбы – ключевой гуманитарной артерии, от функционирования которой зависят жизни более двух миллионов человек. Подобные действия неприемлемы, они несут серьезные последствия для граждан Сирии и чреваты рисками эскалации для всего региона.
Удивлены отсутствием реакции на это со стороны тех, кто так радеет за гумпоставки в Сирию. Очевидно, для наших западных коллег сирийцы-получатели гумпомощи на правительственной территории и вне контроля сирийских властей – это две разные категории людей.
На этом фоне мы обратили внимание на информацию о том, что США нашли возможности снабжения подшефных боевиков «Магавир Ас-Саура» в лагере «Рукбан». Если это правда, то на фоне антисирийских санкций подобная схема выглядит кощунством. Проявлять же подобную заботу по отношению к международно-признанным террористам из «Хейят Тахрир Аш-Шам» нашим американским коллегам значительно легче. Эксперты Мониторинговой группы санкционного комитета СБ ООН 1267/1989/2253 уже не первый год подтверждают тот факт, что одним из основных источников доходов «ХТШ» является обогащение за счет поступающей в анклав гуманитарной помощи. Получается, что для подпитки своих боевиков Вашингтону всего лишь нужно добиваться продления трансграничного механизма. Отмечаем также, что в последнее время в американских политических кругах вновь оживились дискуссии в пользу обеления этих террористов.
Кроме того, по поступающей информации, в Идлибе все чаще стало всплывать западное вооружение, продаваемое коррумпированными украинскими чиновниками. Одним словом, идлибским террористам во всех отношениях, что называется, грех жаловаться. Разогретый в Европе «черный рынок» вооружений стал настоящей сокровищницей не только для них, но и для радикальных исламистов на всём Ближнем Востоке.
Г-н Председатель,
Сегодня многие предсказуемо говорили о необходимости продления ТГМ в июле. Мы также услышали, что на сирийском гуманитарном треке многое не получается по независящим от ООН причинам. Честно признаться, тезис весьма спорный. Сложно не сделать вывод о наличии двойных стандартов применительно к урегулированию в Сирии. Пример – недавнее коллективное обращение к Совету со стороны высокопоставленных ооновцев, которое в основном посвящено проблеме ТГМ. Сожалеем, что подобных порывов мы почти не наблюдаем по другим сирийским делам, в том числе применительно к деятельности по раннему восстановлению, кросс-лайн поставкам гумпомощи. Результаты работы ООН на этом направлении, честно говоря, удручают. Особенно разочаровывает, что за год состоялось всего пять кросс-лайн конвоев. Разве это имелось в виду, когда мы год назад принимали резолюцию 2585?
Г-н Председатель,
Мы абсолютно убеждены, что организация гуманитарных поставок в координации с Дамаском возможна во все районы Сирии, чему Правительство страны этому всячески способствует. Это стало очевидно после закрытия КПП «Яарубия» на границе с Ираком, по такой же модели может возрасти снабжение северо-запада Сирии через линии соприкосновения после закрытия КПП «Баб Аль-Хава». Не отрицаем, что усилия ООН блокируются маргинальными террористическими элементами, что подрывает доверие к гуманитарщикам в целом. Получается, что «хвост крутит собакой» и наших западных коллег такая ситуация похоже устраивает. Чтобы доказать обратное, у вас был целый год. Особого рвения, сопоставимого, скажем, с заботой об идлибских и других террористах, мы, честно говоря, так и не увидели. Параллельно с этим по инициативе некоторых коллег продолжается политизация диалога по гумсодействию Сирии. Следствие – неспособность Совета принимать пусть и скромные, но оттого не менее важные документы, которые помогли бы заранее сформировать необходимую основу для конструктивной дискуссии по ТГМ. Весь этот крайне неблагоприятный контекст мы просто не можем не учитывать.
В заключение хотели бы также попросить руководство УКГВ предоставить более развернутую информацию о т.н. Комплексном плане действий по переселению жителей северо-запада Сирии в наиболее благоприятные жилищные условия. Какие конкретно районы затрагивает эта программа и каков прогресс с ее финансированием? Заинтересованы также в более подробной информации от УКГВ о тех проектах в области раннего восстановления, которые уже были профинансированы донорами. Исходим из того, что такого рода усилия важно наращивать и на подконтрольной правительству территории, чтобы у возвращающихся в Сирию беженцев была крыша над головой.
Благодарю за внимание.