Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации К.В.Воронцова с разъяснением позиции по проекту резолюции L.41 раздела IV «Обычные вооружения» в Первом комитете 80-й сессии ГА ООН
Уважаемый г-н Председатель,
Хотели бы разъяснить позицию Российской Федерации по проекту резолюции L.41 («Смертоносные автономные системы вооружений (САС)».
Россия в предыдущие годы голосовала против упоминаемых в РР1 проектов резолюций ГА ООН 78/241 и 79/62 по САС, с содержанием которых мы категорически не согласны. Как и ранее, в нынешнем документе авторы инициативы вновь ведут дело к началу переговорного процесса по юридически обязывающему инструменту по САС, в отношении целесообразности которого у международного сообщества не достигнуто единого понимания.
Мы исходим из того, что международное право, включая международное гуманитарное право (МГП), полностью применимо к САС и не нуждается в модернизации в связи с их спецификой. Последовательно выступаем против установления искусственных запретов на разработку и использование САС. Считаем, что единственно оптимальной для обсуждения всего комплекса вопросов, связанных с данной проблематикой, является площадка Конвенции о «негуманном» оружии (КНО). Этот форум выдерживает баланс между гуманитарными озабоченностями и законными оборонными интересами стран в отношении соответствующих систем вооружений. Дискуссия по САС ведется уже на протяжении нескольких лет в профильной Группе правительственных экспертов (ГПЭ) и охватывает весь возможный спектр вопросов, включая правовые, технические и военные аспекты. В ней принимают участие все ключевые государства, занимающиеся прикладной деятельностью в этой сфере. При этом согласно Правилам процедуры, к дискуссии могут подключаться и другие заинтересованные стороны. Перенос проблематики САС на нынешнем этапе на любые другие международные площадки может подорвать усилия ГПЭ по сближению позиций и поиску консенсусных развязок по данной важной и чувствительной проблематике.
Авторы рассматриваемого проекта резолюции воспроизводят лишь те элементы мандата Группы, которые отвечают их интересам, а в качестве окончательной цели ее деятельности фиксируют запуск переговорного процесса (ОР3). Рассматриваем это не только как попытку предвосхитить итоги работы по САС, а пересмотреть мандат ГПЭ. Считаем такую постановку вопроса абсолютно недопустимой.
Что касается остальных положений проекта, то у нас вызывает озабоченность констатация в документе применимости к таким системам международного права прав человека (РР2). Хотели бы напомнить, что данную проблематику следует рассматривать через призму норм и принципов МГП, которое задействуется во время вооруженных конфликтов. Международное право прав человека относится исключительно к мирному времени.
Настаиваем также на необходимости сбалансированного и всеобъемлющего обсуждения возможных последствий применения САС для международной безопасности. Считаем недопустимым сводить их исключительно к рискам и угрозам, как это делают авторы документа (РР3, РР4, ОР1). Убеждены, что соответствующие системы вооружений могут демонстрировать гораздо большую эффективность, чем человек-оператор при решении поставленных задач, в том числе уменьшать вероятность ошибок и просчетов. Кроме того, выступаем против введения каких-либо умозрительных и субъективных императивов, например, этических.
Исходим из того, что по вопросам САС ключевую роль играют государства, которые должны определять нормы и правила его применения. В этой связи считаем контрпродуктивным участие наравне с государствами в обсуждении данной тематики неправительственных организаций, включая академические круги, представителей гражданского общества, бизнеса и промышленности (РР9).
Не усматриваем никакой «добавленной стоимости» от проведенных в 2025 г. в Нью-Йорке неформальных консультаций по проблематике САС, которые упоминаются в проекте (РР12).
Считаем нецелесообразным включение в повестку дня следующей сессии ГА ООН пункта о САС (ОР4). Рассмотрение в рамках ООН деятельности ГПЭ, подотчетной КНО, означало бы оказание давления на ведущуюся в данном механизме работу.
Подводя итог, подчеркнем, что данный проект резолюции ведет к подрыву деятельности ГПЭ по САС, что чревато еще большей неопределенностью в этой области. Планируем голосовать «против» проекта в целом, а также пунктов РР1, РР8, РР10, ОР3, ОР4. Воздержимся по РР2, РР3, РР4, РР9, РР12, ОР1. Призываем другие страны, выступающие за развитие конструктивного диалога по САС, последовать нашему примеру.
Благодарю за внимание.