Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ по Южному Судану

Г-жа Председатель,

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря ООН Николаса Хейсома за представленный доклад. Внимательно заслушали информацию и.о. директора по координации гуманитарных операций УКГВ Гады Эльтахир Мудави и представителя южносуданского гражданского общества Лорны Мерекадже. Приветствуем участие постпреда Южного Судана Акуэя Бона Малваля в сегодняшнем заседании. Ознакомились с последним докладом Генсекретаря ООН по этой стране и работе в ней ооновских миротворцев.

Российская Федерация поддерживает международные усилия по стабилизации ситуации в Южном Судане и укреплению мира и безопасности в этом государстве. Обновленное мирное соглашение по разрешению конфликта в Южном Судане продолжает работать, а режим прекращения огня в целом поддерживается. Весомым вкладом в решение этих задач считаем подписанное в начале апреля президентом Сальвой Кииром и первым вице-президентом Риеком Мачаром соглашение о создании единого командования вооруженных сил. Полагаем особенно важным ускорить процесс формирования объединенной армии. 

Необходимо поэтапное выполнение всех положений Обновленного мирного соглашения (ОМС). Приветствуем особое внимание, которое Джуба уделяет процессу примирения. Отмечаем завершение формирования переходного парламента и запуск его работы по ключевым законопроектам, включая подготовку постоянной конституции. Поддерживаем нацеленность южносуданского руководства на проведение в 2023 г. первых в истории государства выборов. Как и Генсекретарь ООН, рассчитываем, что южносуданским сторонам вскоре удастся договориться по графику выборов и четкой «дорожной карте» завершения переходного периода.

Ситуация с безопасностью в регионах остается сложной. Обеспокоены вспышками насилия в штатах Верхний Нил и Юнити. Вместе с тем констатируем общее снижение межобщинных столкновений, готовность все большего числа беженцев и ВПЛ вернуться к местам постоянного проживания. Решительно осуждаем любые нарушения Обновленного мирного соглашения, акты насилия в отношении гражданских лиц, включая сотрудников работающих в Южном Судане гуманитарных организаций.

Исходим из того, что основной задачей Миссии ООН в Южном Судане должна быть стабилизация обстановки в области безопасности и содействие южносуданским властям в выполнении ОМС. Ответственность за решение проблем, связанных с защитой прав человека, лежит, прежде всего, на Джубе.

Г-жа Председатель,

Убеждены, что новые реалии требуют адаптации действующего в отношении РЮС санкционного режима, включая облегчение оружейного эмбарго с целью содействия в подготовке военнослужащих вооруженных сил и государственных структур безопасности. В качестве важного шага рассматриваем упрощение через уведомительный режим поставок в страну несмертоносного военного имущества в целях выполнения ОМС в соответствии с принятой 27 мая с.г. резолюцией СБ ООН 2633. Считаем, однако, что этого шага недостаточно для удовлетворения законных пожеланий Джубы, солидарно поддерживаемых африканскими соседями. Международному сообществу следует уделять большее внимание содействию властям в реализации Обновленного мирного соглашения и укреплении потенциала в разрешении проблемы локальных конфликтов.

Г-жа Председатель,

В заключение хотела бы отдельно поприветствовать учреждение национального Совета РЮС по правам человека. Рассчитываем, что усилия этого Совета будут направлены на защиту основных прав и свобод южносуданцев, содействие укреплению соответствующих ценностей, совершенствование законодательства, а также на доведение до международного сообщества достоверных сведений о ситуации в РЮС с правами человека. Считаю важным это подчеркнуть в свете выступления американского представителя, который с позиции превосходства в очередной раз поучал Южный Судан, являющийся таким же суверенным государством как и США. Со своей стороны не видим основании для демонстрации такого превосходства. Совет Безопасности должен помогать молодому государству – Южному Судану – преодолевать сложности, в т.ч. связанные с насилием, и добиваться реальных результатов. При этом мы должны принимать во внимание все аспекты ситуации в этой стране. Российская Федерация по-прежнему будет исходить из того, что ооновские механизмы должны действовать беспристрастно на основе проверенной информации. 

Благодарю за внимание.