Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на открытом заседании Совета Безопасности ООН по ситуации в Косово

Г-н Председатель,

В первую очередь хотела бы поздравить Спецпредставителя Генсекретаря Каролин Зияде с ее первым брифингом о ситуации в крае и поблагодарить ее за представленные соображения. 

Приветствуем участие Министра иностранных дел Сербии Николы Селаковича. Выслушали мнение г-жи Донники Гервалы-Шварц.

В начале выступления хотели бы подчеркнуть, что позиция Российской Федерации по Косово остается неизменной. Резолюция СБ ООН 1244 остается международно-правовой основой урегулирования этого вопроса. Выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного взаимоприемлемого решения на основе этого документа Совета, которое должно соответствовать международному праву и получить одобрение СБ ООН.

Перед тем, как перейти к оценкам современного положения в крае хотелось бы напомнить коллегам, что в марте этого года исполнилось 23 года с бомбардировок Белграда коалицией стран НАТО. В результате этой продолжавшейся 78 дней операции погибли тысячи мирных жителей, разрушены более 1,5 тысяч населенных пунктов, 60 мостов, 30% всех школ, больницы, около 100 памятников. Коалицией были использованы десятки тысяч бомб и крылатых ракет, многие из которых были начинены обедненным ураном. В общей сложности было сброшено 15 тонн этого радиоактивного вещества, что привело к заражению обширных территорий. Тяжелейшие последствия этого преступления для здоровья людей и окружающей среды наблюдаются по сей день. 

Нельзя также не отметить, какого союзника «на земле» выбрало себе НАТО – Освободительную армию Косово, чьи многочисленные деяния до сих пор остаются безнаказанными. 7 января 2011 г. вышел доклад ПАСЕ о преступлениях членов Освободительной армии Косово в 1998-2000 гг., включая преступления против человечности, военные преступления, систематические похищения и убийства людей, а также поставленную «на поток» торговлю человеческими органами. Сейчас идет 2022 год, а мы все еще внимательно следим за работой спецсуда по расследованию преступлений ОАК, все еще рассчитываем на объективное разбирательство и справедливые вердикты. Пока безрезультатно. Со своей стороны расцениваем как неприемлемые попытки Приштины оспорить правомерность судебного процесса, убедить международное сообщество в заведомой непогрешимости функционеров ОАК. 

Напомню также, что 24 марта 1999 года постоянный представитель России при ООН С.В.Лавров предупреждал о долгосрочных пагубных последствиях подобной акции НАТО не только для перспектив урегулирования косовской ситуации и обеспечения безопасности на Балканах, но и для устойчивости всей современной системы международных отношений. Совершенно очевидно, что именно тогда Запад примерил на себя костюм мирового жандарма и открыл ящик Пандоры. 

Г-н Председатель,

Важным шагом к тому, чтобы положить конец кровопролитию и начать работать над примирением Белграда и Приштины, должно было стать принятие Советом Безопасности резолюции 1244. Тем не менее, западные постоянные члены Совета Безопасности первые забыли про указанную резолюцию, поспешив признать односторонне провозглашенную независимость Косово в 2008 г. Никакого референдума или решений СБ и ГА ООН на сей счет принято не было. В итоге было создано косовское квазигосударство – западный проект.

Прошло еще два года. Переговорный процесс был передан под эгиду Брюсселя. Однако заключенные сторонами в 2013 году Брюссельские договоренности, к сожалению, так и не привели к осязаемым политическим результатам. Косовоалбанцы под разными предлогами уже девять лет саботируют создание Сообщества сербских муниципалитетов, срывая тем самым процесс межэтнического примирения в крае. Ведь ССМК призвано обеспечить базовые гарантии выживания косовских сербов – в области безопасности, судебной и полицейской сфере, социально-экономических и культурных делах. Сожалеем, что ни в докладе Генсекретаря ООН, ни в выступлениях большинства коллег эта тема практически не звучит. 

Без ССМК косовские сербы продолжают находиться в ущемленном положении. Наглядный пример – двукратное увеличение числа нападений на них и объекты их собственности в 2021 г. по сравнению с 2020 г. Резкий скачок наблюдается в этом году: с января по март произошло уже 35 инцидентов. Напомню, что за время с 1999 года сербов в южных районах Косово практически не осталось. Но усилия по окончательному выдавливанию их из края планомерно продолжаются, налицо стремление стереть их культурно-религиозную идентичность. Под угрозой постоянно находятся православные храмы и монастыри, в том числе включенные в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Один из них – обитель Высокие Дечаны – с 2016 года не может вернуть прилегающие земельные угодья, несмотря на решение так называемого конституционного суда Косово в свою пользу. 

Помимо сербов, подвергаются дискриминации и другие неалбанцы. Фактически дело идет к вытеснению из края всех нацменьшинств. Цифры возвращений неалбанцев в Косово ничтожно малы. Просила бы коллег в Совете Безопасности задуматься, хотят ли они быть соучастниками создания этнически вычищенного Косово «только для албанцев». Для России такая перспектива категорически неприемлема. 

Абсолютно недопустимо и то, как краевое «правительство» обошлось с избирательными правами косовских сербов. Вопреки ранее существовавшей практике им было запрещено голосовать сначала на сербском референдуме 16 января, а затем – на всеобщих президентских и парламентских выборах 3 апреля. В итоге десятки тысяч людей оказались выключены из демократического процесса. Решительно осуждаем попытки затушевать долгосрочный негативный эффект произошедшего. Требуем, чтобы впредь подобному правовому насилию – на деле, а не на словах – в соответствии со своими широкими полномочиями противодействовали международные присутствия, прежде всего миссии ООН и ОБСЕ.

В списке других опасных односторонних акций косоваров – шаги по дестабилизации обстановки на сербонаселенном севере края. В сентябре и октябре 2021 года ситуация едва не вышла из-под контроля, когда приштинский спецназ занял КПП на административной линии и ряд других объектов. Напомним, что косовской полицией было применено огнестрельное оружие. Пострадали десятки мирных жителей. Подобное безрассудное поведение продолжается по сей день, в том числе в изолированных – и потому более уязвимых – сербских анклавах на юге. Поводы – один абсурднее другого: от безуспешных поисков контрабандных товаров до попыток изъятия антиковидных вакцин. 

Неприемлемы действия Приштины по отношению к Миссии ООН в Косово. До сих пор не привлечены к ответственности косовоалбанцы, причастные к избиению и задержанию 28 мая 2019 г. сотрудника миссии ООН М.А.Краснощекова. Еще один сотрудник миссии А.Н.Антонов 31 декабря 2021 г. решением краевых властей был объявлен persona non grata, что явилось грубым нарушением установленных международно-правовых норм. Очевидно, что ООН должна тверже отстаивать неприкосновенность своих представителей в Косово. Деятельность Миссии в крае по-прежнему высоко востребована. Она должна выполнять свой мандат в полном объеме и обладать для этого необходимыми ресурсами.

Г-н Председатель,

Серьезное беспокойство вызвали не прекращающиеся с конца февраля попытки А.Курти и его окружения расшатать ситуацию в регионе путем усиления антисербской риторики и призывов к западу «взять Косово под свою защиту» от якобы нависших над ним угроз. Приштина стала требовать ускоренной интеграции в НАТО и другие западные объединения, добиваться размещения в крае новой постоянной военной базы США. Такие замыслы, как и намерение создать в Косово полноценную «армию», в корне противоречат резолюции 1244 и чреваты дальнейшим обострением обстановки. Наслышаны о поставках британской стороной Приштине противотанковых ракетных комплексов и управляемых ракет, а также направлении инструкторов для подготовки «сил безопасности». Что до самих косоваров, то им стоило бы коренным образом пересмотреть приоритеты: направлять средства не на закупку вооружений, в т.ч. через созданный спецфонд по сбору средств на «укрепление обороны края», а на выправление сложной социально-экономической ситуации. 

Таковы реалии современного так называемого государства Косово. Несмотря на те методы, которые были применены США и рядом стран ЕС по его созданию в 1999 г., о которых я говорила в начале выступления, на сегодняшний момент ни Брюссель, ни даже Вашингтон не способны оказать существенного влияния на Приштину. Даже ужесточение критики косовского руководства за несоблюдение им базовых демократических и правочеловеческих стандартов, к которому западные страны прибегли в последнее время, не дает никаких результатов. Таких замечаний явно недостаточно, на деле же никаких шагов не предпринимается. Все это лишь загоняет диалог в тупик и ведет Брюссель по пути дискредитации посреднических усилий, особенно на фоне того, что перманентный кризис в крае только усугубляется, с территории этого образования очевидно исходят угрозы для всего европейского пространства – экономические, миграционные и даже террористические. Поймите – этот подход безответственен. 

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово:

Г-н Председатель,

Не могу не отреагировать на заявления американского коллеги, который комментируя мое выступление по косовской проблематике провел параллели с ситуацией на Украине. Призываю его не полениться и ознакомиться с выступлением представителя США в ходе заседания СБ ООН по Косово от 24 марта 1999 г. Ваши собственные двойные стандарты станут для вас очевидны. Вы 78 дней бомбили Белград, убили почти миллион иракцев, во что вы превратили Ливию? Эти страны находятся за тысячи километров от вас и не представляли для вас никакой угрозы. Однако, активно придумывались различные теории ограниченного суверенитета или гуманитарных интервенции. Вы сказали, что я, дескать, не могу ничему вас учить в нынешней ситуации. Зато вы хорошо поучили жителей Белграда, Багдада, Басры, Мосула, Ракки, Багуза, а также афганских провинций Кандагара, Нангархара и других частей Афганистана. Мягко говоря, не все ваши удары были точными. Но это же другое, это сопутствующие потери, как об этом говорила Мадлен Олбрайт. И эти потери видимо были обоснованы, с вашей точки зрения. 

Правда заключается в том, что суть вашей политики и ваших действий основывается на единственном постулате – что Запад всегда прав, что международное право можно вывернуть в любую сторону, если это отвечает интересам Вашингтона и вашему военно-промышленному комплексу. Нарушения прав человека осуждаются только тогда, когда вам выгодно, а международно-правовые механизмы применяются только к тем, кого вы уже заранее объявили преступниками. Вы, например, не дождались расследования произошедшей чудовищной провокации в Буче. Возможно, вы определи виновных еще до того, как эта провокация была совершена? 

Я призываю вас не обольщаться: эти двойные стандарты и подходы видны не только мне, но и многим другим народам, в том числе сербам. Поскольку за вашими действиями просматривается только одна цель – желание НАТО диктовать, в том числе силой, свою волю остальным членам международного сообщества.

Благодарю вас.