Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Р.Г.Кашаева на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме «Интеграция прав ЛГБТИ в мандат СБ по поддержанию международного мира и безопасности»

Г-жа Председатель,

Сексуальная ориентация – это индивидуальный выбор каждого, индивидуальное право, которое необходимо принимать во внимание и уважать. Дискриминация и насилие по данному признаку, также, как и любая другая дискриминация и насилие, недопустимы. Все люди наделены одинаковыми правами и имеют одинаковые обязанности. Это закреплено во всех основополагающих правозащитных документах. Вместе с тем, ни один основополагающий международный договор в области прав человека не выделяет лиц, относящихся к ЛГБТ, в отдельную уязвимую категорию, требующую специальной защиты. В этой связи Россия не признает соответствующий мандат независимого эксперта, учрежденный СПЧ.

Мы не в СПЧ или Третьем комитете. Эта встреча, пусть и неформальная, – встреча членов СБ. Следовательно, здесь в фокусе нашего внимания должны быть ситуации конфликта, реально угрожающие жизни людей, а не права человека как таковые. В первую очередь это касается тематики защиты гражданских лиц в ходе вооруженного конфликта. Данный вопрос относится к сфере международного гуманитарного права и должен рассматриваться через призму МГП, а не прав человека. Работа на данном направлении должна быть нацелена на решение гуманитарных задач, прежде всего, на облегчение участи мирного населения и создание необходимых гарантий для подзащитных лиц и объектов. 

И если рассматривать МГП, то все гражданские лица, без какого-либо исключения, в т.ч. по признаку принадлежности к ЛГБТ, должны пользоваться режимом защиты в ходе конфликта. Особая ситуация с детьми, женщинами и инвалидами уже закреплена в МГП. В этой связи выделений каких-либо новых категорий лиц, нуждающихся в особой защите по МГП, на наш взгляд, не обоснованы и на практике могут лишь ослабить защиту, предоставляемую гражданским лицам.

Не стоит изобретать новые международно-правовые концепции, якобы призванные восполнить «пробелы» в режиме защиты Женевских конвенций. Не надо увлекаться бесконечным выделением неких новых категорий лиц, нуждающихся в особой защите по международному гуманитарному праву.

Задача СБ – сосредоточиться на практической работе по обеспечению защиты гражданских лиц в рамках действующих международно-правовых норм и имеющегося мандата.

Благодарю Вас.