Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.И.Шабалтаса на заседании Специального комитета по Уставу ООН и усилению роли Организации

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поздравить Вас и других членов бюро Спецкомитета по Уставу ООН и укреплению роли Организации с избранием. Задача перед бюро непростая и ответственная – помочь Комитету вернуться к нормальным модальностям своей работы, предполагающим профессиональное юридическое рассмотрение вопросов на повестке дня без политизации.

Российская Федерация присоединяется к выступлению делегации Венесуэлы от имени Группы друзей в защиту Устава ООН. Хотели бы также поделиться соображениями по повестке дня в национальном качестве.

В ходе текущей сессии нам предстоит продолжить работу по ряду важных инициатив, направленных на совершенствование усилий ООН в области поддержания международного мира и безопасности и мирного урегулирования споров. Автором или соавтором ряда из них является наша делегация.

В частности, как всегда, готовы к предметной дискуссии по существу российско-белорусского предложения о запросе консультативного заключения Международного Суда ООН о правовых последствиях применения государствами вооруженной силы без санкции Совета Безопасности и вне рамок самообороны. С момента проведения предыдущей сессии Спецкомитета произошло немало событий, подтверждающих лишь возрастающую актуальность поставленных нашими делегациями вопросов. Например, ситуация на Ближнем Востоке и в Красном море поднимает целый пласт проблем в контексте статьи 51 Устава ООН. Среди них – неправомерность ссылок оккупирующей державы на самооборону от угроз, исходящих с оккупированных территорий; необоснованность задействования статьи 51 для обеспечения «свободы судоходства» и т.д.

Не менее востребованной является дальнейшая проработка мексиканского предложения по вопросу о злоупотреблениях ссылками на самооборону при проведении антитеррористических операций за пределами национальной территории. В целом же считаем необходимым комплексно подойти к проблеме уточнения юридических рамок применения силы в международных отношениях.

Г-н Председатель,

Благодарим Секретариат ООН за подготовку брифинга по вопросу введения и применения санкций ООН, а также информации об экономических проблемах, возникающих в третьих странах в связи с осуществлением превентивных или принудительных мер, предписанных Советом Безопасности. В течение ряда лет мы, однако, предлагаем Секретариату изменить методологию брифинга, не ожидать предоставления информации, а самим собирать ее и рассказывать о действительном влиянии санкций СБ на третьи страны, которое может быть значительным.

В то же время очевидно, что негативные последствия санкций по линии СБ ООН не идут ни в какое сравнение с ущербом, в том числе в гуманитарной сфере, который наносят односторонние принудительные меры, принимаемые в нарушение Устава ООН отдельными государствами. Их намеренно затачивают именно на «площадное» действие. Максимальное усугубление социально-экономической ситуации зачастую и является самоцелью незаконных рестрикций. Создаваемые таким образом проблемы впоследствии используются для оказания давления на «неугодные» государства или облегчения операций коллективного Запада по «смене режимов».

Продолжающееся существование односторонних принудительных мер подрывает авторитет Всемирной организации и свидетельствует о недоговороспособности тех, кто к ним прибегает. Они по определению несовместимы с добросовестным соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права, закрепленных в Уставе, таких как невмешательство во внутренние дела и сотрудничества. Порочная практика задействования неправомерных односторонних ограничений, особенно «вторичных санкций», и экстерриториальное применение национального санкционного законодательства является грубым нарушением принципа суверенного равенства государств. Такие нелегитимные действия препятствуют достижению развивающимися странами целей устойчивого развития, сдерживают формирование открытой и справедливой торговой и финансовой системы, добросовестной конкуренции и международного сотрудничества в целом.

В этих условиях пристального внимания заслуживает инициатива Ирана о выработке руководящих принципов по способам предотвращения, устранения, снижения эффективности и возмещения ущерба от негативного влияния односторонних принудительных мер. Призываем к запуску полноформатной дискуссии по этому вопросу с особым вниманием к проблеме последствий подобных мер для третьих государств.

Хотели бы также вновь обратить внимание на опасную тенденцию распространения нелегитимных односторонних мер на дипломатические и консульские учреждения. Настаиваем на неукоснительном соблюдении международных обязательств в отношении иммунитетов государств, их собственности и должностных лиц. Это касается и постоянных представительств при международных организациях. Как мы знаем, такие санкции среди прочего препятствуют уплате взносов в Организацию.

В этой связи вновь призываем поддержать сирийское предложение по вопросу о привилегиях и иммунитетах представителей государств-членов ООН и должностных лиц Организации, которые необходимы для независимого выполнения их функций, связанных с работой Организации.

Доводы о том, что единственной площадкой для обсуждения соответствующих проблем является Комитет по сношениям со страной пребывания, совершенно несостоятельны. В ситуации, когда целая группа государств-членов из года в год подвергается системной дискриминации исключительно на основе уровня двусторонних отношений с США, встает вопрос не только о пресечении конкретных нарушений статьи 105 Устава ООН, но и шире – соблюдении основополагающих принципов суверенного равенства государств и добросовестного выполнения международных обязательств.

Призываем обеспечить скорейший запуск арбитражной процедуры в соответствии с разделом 21 Соглашения о Центральных учреждениях ООН. Эта мера является отнюдь не опцией, а конкретным поручением Генсекретарю, которое уже несколько лет воспроизводится в решениях Генассамблеи, в том числе принятой 7 декабря 2023 г. резолюции ГА 78/116. Переговоры результата не приносят – ситуация только деградирует. Так, от невыдачи виз делегатам американские власти перешли к прямым отказам в визах, а с недавних пор распространили эту порочную практику еще и на сотрудников Секретариата из числа россиян, о чем мы подробно расскажем на ближайшем заседании Комитета по сношениям со страной пребывания 27 февраля.

Г-н Председатель,

Российская Федерация подтверждает свою приверженность принципу мирного разрешения споров. С интересом ждем предстоящих прений по соответствующему пункту повестки дня Комитета с акцентом на существующую практику использования добрых услуг.

Наша страна уделяет приоритетное внимание задействованию этого инструмента, в том числе на доктринальном уровне. В частности, весь спектр мирных средств разрешения международных споров и конфликтов, включая посредничество и добрые услуги, закреплен в Концепции внешней политики Российской Федерации, обновленной в 2023 г. Сотрудничество на этих направлениях обусловлено взаимным уважением, компромиссами и балансом легитимных интересов. Соответствующие усилия при этом должны соответствовать императиву неделимости международной безопасности и стремления к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности.

Очевидно, что Спецкомитет обладает большим, но, к сожалению, пока не реализованным потенциалом в вопросах укрепления механизмов мирного разрешения споров. В этой связи хотели бы напомнить об инициативе нашей делегации по обновлению соответствующего Справочника, а также созданию на официальном сайте ООН специальной страницы, посвященной мирному разрешению споров. Принятие этого предложения стало бы первым шагом на пути систематизации инструментария Организации, в том числе касающегося предоставления добрых услуг с целью мирного урегулирования споров.

Отмечаем, что существенным подспорьем в работе Спецкомитета и государств-членов при этом остается регулярное обновление Справочника по деятельности органов ООН и Справочника по деятельности Совета Безопасности. Вновь выражаем благодарность Секретариату ООН за проделанную работу на этом направлении.

Г-н Председатель,

В рамках дебатов в Спецкомитете в 2022 г. наша делегация анонсировала подготовку инициативы по насущной проблеме участия неправительственных организаций в работе органов ООН. Рады сообщить, что в ходе текущей сессии Россия представит соответствующий документ, подготовленный совместно с рядом государств. Цель – проведение глубокой экспертной дискуссии со всеми заинтересованными делегациями для лучшего понимания ряда проблем и вызовов, связанных с участием НПО в работе Организации.

Г-н Председатель,

Убеждены, что результаты работы Комитета, специально созданного с целью повышения эффективности ООН, имеют как практическое, так и важное символическое значение. Неспособность этого органа выполнить поручение Генеральной Ассамблеи и принять содержательные доклады по итогам предыдущих двух сессий не должна стать прецедентом, закрепившимся в практике. Призываем все государства добросовестно отнестись к выполнению задач, которые на нас возложила Ассамблея.

Благодарю Вас.