Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации К.В.Воронцова в Первом комитете 76-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по разделу «Ядерные вооружения»

Уважаемый г-н Председатель,

Вопросы ядерного разоружения занимают центральное место в международной повестке дня. Несмотря на явный прогресс по сокращению стратегических вооружений, от ядерных держав требуют более глубоких шагов по ликвидации ядерного оружия.

С пониманием относимся к взглядам тех, кто выступает за немедленный и безусловный отказ от ядерных вооружений. Разделяем благородную цель достижения безъядерного мира. Вместе с тем попытки навязать странам, обладающим ядерным оружием, полную и безоговорочную ликвидацию их арсеналов едва ли осуществимы в отрыве от существующих стратегических реалий и законных интересов в сфере безопасности. В этой связи считаем принятие Договора о запрещении ядерного оружия ошибочным и по сути контрпродуктивным. Оно лишь усугубляет ситуацию, провоцируя глубокие разногласия в международном сообществе и расшатывая основ ДНЯО.

Реальный прогресс в ядерном разоружении можно обеспечивать только на основе консенсуса, придерживаясь линии на выверенные поэтапные сокращения в контексте статьи VI ДНЯО и императивности поддержания стратегического баланса на основе принципа неделимой безопасности. 

Российская Федерация, осознавая свою особую ответственность как ядерной державы и постоянного члена СБ ООН за выполнение обязательств по статье VI ДНЯО, неукоснительно выполняет действующие соглашения в данной сфере. Наши усилия по практическим сокращениям ядерных вооружений в рамках договорённостей с США хорошо известны. Продолжаем выполнять свои обязательства по Договору о СНВ 2010 года. К контрольной дате (5 февраля 2018 года) сократили наш арсенал ниже предельных уровней вооружений, установленных ДСНВ.

В позитиве отмечаем заключение Соглашения с США 26 января 2021 г. о продлении Договора до 5 февраля 2026 г., что обеспечивает должный уровень взаимной транспарентности в отношении подпадающих под его охват СНВ. Намерены использовать этот период для запуска переговоров с США о будущем контроле над ракетно-ядерными вооружениями с учётом всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность, включая наступательные и оборонительные вооружения, как ядерные, так и неядерные, способные решать стратегические задачи. 

По договорённости президентов России и США на саммите в Женеве 16 июня начат комплексный диалог по стратегической стабильности. Состоялись два раунда. Деловая атмосфера встреч даёт повод с осторожным оптимизмом ожидать, что у сторон получится творчески поработать над поиском точек соприкосновения в целях сближения позиций на основе учёта интересов друг друга.

Г-н Председатель,

Полностью отдаём себе отчёт в сложности и масштабности стоящих перед нами задач.Так, выход США из Договора о РСМД 2 августа 2019 г. обнулил международно-правовые запреты на развертывание в Европе ракетных вооружений средней и меньшей дальности наземного базирования. С целью предотвращения новой губительной гонки ракетно-ядерных вооружений Российская Федерация взяла на себя в одностороннем порядке инициативу не размещать первой подпадавшие под Договор системы, в тех регионах, где не будут развёртываться такие средства американского производства. Призываем США и их союзников принять аналогичные обязательства. Но воз и ныне там.

Более того, 26 октября 2020 г. в «Заявлении о дополнительных шагах по деэскалации обстановки в Европе в условиях прекращения действия ДРСМД» Президент Российской Федерации В.В.Путин в развитие инициативы о встречных мораториях предложил заинтересованным сторонам рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей. Наши инициативы остаются в силе. Просим присмотреться к ним самым внимательным образом. 

Ответственно заявляем, у России не было и нет РСМД наземного базирования. Утверждать обратное – значит создавать заведомо ложную картину и покрывать тех, кто несет ответственность за развал ДРСМД.

Другой пример. Российская Федерация четырехкратно сократила количество нестратегического ядерного оружия (НСЯО) от уровня, которым СССР располагал в 1991 году. Всё НСЯО переведено в категорию неразвёрнутого, находится исключительно на национальной территории и сосредоточено на централизованных базах хранения, где обеспечивается высочайший режим безопасности, дающий надёжную гарантию от случайного или несанкционированного применения. Контроль над российским НСЯО не передаётся другим государствам ни прямо, ни косвенно, не проводится отработка его применения в ходе мероприятий сил общего назначения.

На контрасте ядерное оружие США остаётся на территории неядерных государств Европы, в рамках НАТО отрабатывается его применение на европейском театре, причем с привлечением неядерных государств. Необходимо безотлагательно прекратить подобную, противоречащую ДНЯО практику, вернуть ядерное оружие на национальную территорию его обладателя, а инфраструктуру в Европе ликвидировать.

Г-н Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает за переподтверждение всеми ядерными державами основополагающей формулы о том, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана. Первые важные шаги уже сделаны. Этот постулат подтверждён в Совместном заявлении Президентов В.В.Путина и Дж.Байдена от 16 июня 2021 г. Россия и Китай включили его в Совместное заявление от 29 июня, приуроченное к двадцатилетию подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между нашими странами. Призываем остальные государства, обладающие ядерным оружием, последовать нашему примеру. Главная задача – не допустить повторения трагедии 1945 г., когда ядерное оружие было использовано США против японских городов.

Открыты к любым конструктивным идеям о многосторонних переговорных форматах по вопросам предотвращения гонки вооружений, укрепления международной безопасности и стабильности, которые должны вестись на основе консенсуса с учётом законных интересов их участников. Попытки «принудить» кого-либо к участию в таких дискуссиях представляются контрпродуктивными.

Г-н Председатель,

Российская Федерация рассматривает ДНЯО как одну из основ современного миропорядка. Тот факт, что на Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия ДНЯО было решено бессрочно продлить Договор, свидетельствует о его эффективности. Придаём большое значение успешному функционированию всех трёх «столпов» ДНЯО: разоружения, нераспространения и мирного использования атомной энергии.

В последние годы режим ДНЯО подвергается серьёзным испытаниям. На фоне слома сложившейся системы соглашений в области контроля над вооружениями усиливаются разногласия между государствами-участниками по вопросам осуществления Договора.Надеемся, что на предстоящей 10-й Обзорной конференции совместными усилиями удастся разорвать «порочный круг» копившихся взаимных обвинений и противоречий и выйти на общеприемлемые решения, способствующие укреплению режима ДНЯО.

Будучи одним из инициаторов и депозитариев ДНЯО, напоминаем о необходимости выполнения решения Конференции 1995 г. о создании зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ, и средств его доставки на Ближнем Востоке (ЗСОМУ). Особую ответственность за его имплементацию несут Россия, США и Великобритания как соавторы резолюции Конференции по данному вопросу. 

Первая сессия Конференции по ЗСОМУ, прошедшая в ноябре 2019 г., показала готовность участников к поиску решений путем компромисса. В этой связи призываем США подключиться ко второй её сессии. Считаем важным участие в дискуссиях Израиля.

Поддерживаем деятельность МАГАТЭ в качестве проверочного механизма ДНЯО. Выступаем за универсализацию Доппротокола к Соглашению о гарантиях в качестве исключительно добровольной меры. При этом отмечаем, что система гарантий должна сохранять технически обоснованный, неполитизированный и непредвзятый характер. 

Российская Федерация рассматривает ДВЗЯИ как важнейший документ в сфере ядерного нераспространения и неукоснительно соблюдает его положения. В этом году мы отмечаем 25-летие со дня открытия Договора для подписания. Однако ДВЗЯИ не вступил в силу из-за позиции восьми государств из Приложения 2, чья ратификация необходима для его превращения в действующий международно-правовой инструмент. Призываем упомянутые страны незамедлительно ратифицировать Договор.

Г-н Председатель,

Рассчитываем на конструктивный заинтересованный диалог по всему спектру вопросов ядерного разоружения, ориентированный на достижение взаимоприемлемых, основанных на балансе интересов результатов. Российская делегация к такой совместной работе готова.

Благодарю за внимание.