Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя делегации Российской Федерации К.В.Воронцова в Первом комитете 76-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по разделу «Другие виды ОМУ»

Уважаемый г-н Председатель,

Россия полностью поддерживает международный режим запрета химического, биологического и токсинного оружия, последовательно выступает за его универсализацию и укрепление.

Неукоснительно соблюдаем обязательства по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), которая поставила вне закона целую категорию ОМУ. КБТО должна оставаться надёжным инструментом сокращения угрозы использования биологических агентов в качестве оружия и способствовать развитию международного сотрудничества в биологической сфере в мирных целях. Наивысшая эффективность Конвенции может быть достигнута только при выполнении всеми государствами-участниками её положений в полном объёме. Решению этой задачи способствовало бы принятие юридически обязывающего Протокола к Конвенции с надежным механизмом проверки.

Призываем продуктивно использовать намеченное на ноябрь Совещание государств - участников КБТО для закрепления консенсуса в отношении конкретных предложений по улучшению осуществления Конвенции в целях их одобрения на Обзорной конференции КБТО в 2022 г. В этой связи представляются весьма полезными российские инициативы. Речь, в частности, идёт о создании в рамках КБТО мобильных медико-биологических отрядов для оказания помощи в случае применения биологического оружия, расследования такого применения и содействия в борьбе с инфекционными заболеваниями различного происхождения и подготовке кадров. Исходя из положительного опыта работы российских специалистов, концепция мобильных отрядов позволила бы обеспечить в комплексе реализацию целого ряда положений КБТО, включая, но не ограничиваясь, международным сотрудничеством по статье Х.

Мы также предлагаем учредить в рамках Конвенции Научно-консультативный комитет, который будет осуществлять оценку достижений в сфере науки и технологий, имеющих отношение к Конвенции, и вырабатывать соответствующие рекомендации. Рассчитываем на формирование консенсуса среди государств-участников.

Отмечаем наращивание военно-биологической активности некоторых государств за пределами своих национальных границ, что несет вызовы для режима КБТО, поскольку такая деятельность никак не контролируется. С целью повышения транспарентности мы предложили усовершенствовать формат мер укрепления доверия путём включения в форму отчётности данных о военно-биологической активности за рубежом, чтобы способствовать уверенности в соблюдении КБТО. Призываем всех, кого это касается, отказаться от милитаризации здравоохранения. Рассчитываем также на задействование предусмотренного КБТО консультационного механизма для урегулирования всех вопросов, которые имеются или могут возникнуть в связи с реализацией положений Конвенции.

Российская Федерация выступила с инициативой об учреждении группы правительственных экспертов с участием всех заинтересованных государств КБТО в целях разработки конкретного механизма реализации статьи VI Конвенции о проведении расследований возможных нарушений КБТО. Необходимость согласования конкретных процедур выполнения данного положения КБТО давно назрела.

Наше предложение никоим образом не ставит под сомнение независимый статус Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия (МГС). Наоборот, эти международные инструменты могли бы взаимодополнять друг друга в контексте применения КБТО и Женевского протокола 1925 года о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. 

Россия подтверждает заинтересованность в укреплении экспертного и технического потенциала МГС и намерена продолжать вносить вклад в общие усилия мирового сообщества. В плане практического использования МГС важное значение придаём его принципам и процедурам, которые содержатся в приложении I документа ООН A/44/561. Однако данные принципы и процедуры, за исключением приложений, не обновлялись с момента их одобрения резолюцией ГА ООН 45/57С от 4 декабря 1990 г. В этой связи весьма велик риск того, что они устарели. В целях начала работы по обеспечению эффективного задействования МГС Российская Федерация внесла в Первый комитет проект соответствующей резолюции. Обращаемся с просьбой о его поддержке и соавторстве.

В условиях отсутствия ощутимого прогресса в деле укрепления КБТО продолжают выдвигаться идеи, нацеленные на формирование параллельных, не опирающихся на положения КБТО, форматов. К таковым относятся так называемые «добровольные оценочные посещения» (peer reviews) микробиологических объектов двойного назначения. Идеи весьма сомнительные в силу отсутствия объективных критериев оценки и подбора участников. С такими непонятными для практической реализации концепциями мы согласиться не сможем.

Г-н Председатель,

Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО) является ключевым инструментом в сфере химического разоружения и нераспространения. Российская Федерация стояла у истоков создания КЗХО и последовательно выступает за её укрепление.

Добросовестно и в полном объеме выполняем свои обязательства по Конвенции. Наглядным примером служит то, что в 2017 году Россия досрочно уничтожила свой химарсенал, что подтверждено Техсекретариатом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Призываем США, последнюю в мире страну, обладающую заявленным химоружием, ликвидировать свои запасы в кратчайшие сроки. У американской стороны для этого имеются все финансовые и технологические возможности.

В самой ОЗХО сложилась весьма непростая ситуация. Эта некогда авторитетная международная структура, получившая в 2013 году Нобелевскую премию мира, где решения всегда принимались консенсусом, оказалась расколотой вследствие политизации, размывания мандата, отхода от положений КЗХО. Ряд государств фактически переформатировали ОЗХО в угоду своих узкокорыстных геополитических установок. Это не могло не сказаться на репутации ОЗХО и доверии к её экспертным возможностям. 

В апреле с.г. несколько стран «продавили» в ОЗХО голосованием беспрецедентное для Организации решение о поражении Сирии в правах и привилегиях по КЗХО. В его основу легли ангажированные и бездоказательные выводы созданной в нарушение принципа консенсуса и Статьи XV Конвенции нелегитимной Группы по расследованию и идентификации (ГРИ).

Два отчета ГРИ – по случаям с предполагаемым применением химоружия в Аль-Латамне и Саракибе – предвзяты, фактологически недостоверны, технически безграмотны, методологически ничтожны. Судя по всему, цель работы Группы не в том, чтобы профессионально и объективно разобраться в произошедшем, а сфабриковать выводы так, дабы возложить вину исключительно на Дамаск. Тем самым, впервые в истории ОЗХО в нарушение норм КЗХО и принципа консенсуса была реализована задача по обвинению добросовестного участника Конвенции в невыполнении своих обязательств. Подобные подходы категорически неприемлемы. 

В этом же ряду и идущий вразрез с положениями КЗХО и игнорирующий мнение многих государств-членов ОЗХО проект решения о запрете на аэрозольное применение в правоохранительных целях химикатов, воздействующих на центральную нервную систему, который предлагается одобрить на 26-й сессии Конференции государств-участников КЗХО в ноябре текущего года. В соответствии с её Статьёй XV поправки подобного рода могут быть внесены в КЗХО только на основе абсолютного консенсуса. Россия никоим образом себя с этим решением не ассоциирует. Призываем государства-участники КЗХО голосовать против неправомочного предложения, остановить дальнейшую политизацию деятельности ОЗХО и принять совместные меры по сохранению целостности Конвенции. 

Сирийская Арабская Республика регулярно информирует СБ ООН и ОЗХО о подготовке боевиками химических атак и провокаций. Террористы обладают собственной технологической и производственной базой по синтезу боевых отравляющих веществ и имеют разветвлённые каналы поставок их прекурсоров. Существует риск рецидивов «химтерроризма» за пределами Сирии. Считаем, что к поступающей от сирийской стороны информации необходимо относиться со всей серьёзностью, чтобы скоординированными усилиями противодействовать реальной угрозе «химического» терроризма.

В этой связи Российская Федерация еще в 2016 году внесла на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве проект основных элементов по борьбе с актами хим- и биотерроризма. Наше предложение, пользующееся широкой поддержкой на Конференции, остается в силе.

Благодарю за внимание.