Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова в Первом комитете 74-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по теме «Разоруженческий механизм»

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Мы все видим, что современная ситуация в области международной безопасности, контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) характеризуется нарастанием напряжённости и непредсказуемости, обострением прежних и появлением новых угроз и вызовов, усилением военно-политических факторов, подрывающих глобальную стратегическую стабильность. Поэтому нам всем именно сейчас крайне необходима позитивная, объединительная повестка дня.

В связи с этим Российская Федерация вносит на рассмотрение 74-й сессии ГА ООН проект резолюции «Укрепление и развитие системы договорённостей по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению». Наш документ нацелен на консолидацию мирового сообщества вокруг необходимости сохранения и совершенствования существующей архитектуры КВРН. К государствам-членам ООН, в частности, обращен призыв к полному и строгому выполнению, а также сохранению целостности действующих соглашений в этой области. Это, в свою очередь, повышает надежность и эффективность системы КВРН, способствует поддержанию атмосферы доверия, без чего невозможно заключение новых договорённостей.

Уверены, что принятие резолюции стало бы важным вкладом в создание условий для успешного проведения в 2020-21 гг. ряда значимых мероприятий – обзорных конференций по ДНЯО, КБТО, КНО, а также для продления ДСНВ.

Призываем государства-члены ООН поддержать данный проект и войти в число его соавторов.

Уважаемый г-н Председатель,

Убеждены, что ведущая роль в рассмотрении вопросов КВРН, равно как и вопросов международного мира и глобальной безопасности, должна принадлежать ООН, как это и задумывалось при учреждении Организации. Задачи укрепления действующих и разработка новых режимов в области контроля над вооружениями должны решаться либо в рамках уже существующих конвенционных механизмов, либо в рамках разоруженческого механизма ООН на предназначенном для этого переговорном форуме, а именно, Конференции по разоружению. Только такой принцип может обеспечить реальную многосторонность в разоружении и учет интересов безопасности всех вовлечённых сторон.

Каждый из компонентов разоруженческой «триады» – Первый комитет ГА ООН, Комиссия ООН по разоружению (КОР), Конференция по разоружению (КР) – призван ответственно и эффективно выполнять возложенные на него функции. От нас же, как государств-членов ООН, требуется обеспечивать необходимые для этого условия. Для этого требуется строго следовать их мандатам и избегать политизации в ущерб поиску консенсусных решений актуальных проблем КВРН.

Знаменательным событием стало назначение госпожи Татьяны Валовой на высокий пост Генерального директора Отделения ООН в Женеве и, что не менее важно для разоруженческого механизма, Генеральным секретарем Конференции по разоружению и по совместительству личным представителем Генсекретаря ООН на КР. Впервые в истории эти посты занимает женщина. Нам вдвойне приятно, что такой чести удостоилась представительница России. Готовы всячески содействовать ей в выполнении ее благородной миссии.

Уважаемый г-н Председатель,

В последнее время в рамках разоруженческого механизма проявились губительные тенденции, сводящие практически «до нуля» его былую эффективность. Итоги голосования ГА ООН по резолюциям в области КВРН подводят к однозначному выводу – государствам всё тяжелее даются консенсусные решения, отсутствует общее понимание того, в каком направлении следует продвигаться для урегулирования насущных вопросов, стоящих перед международным сообществом. Даже те темы, которые ранее считались объединяющими, становятся предметом острых дебатов. Особенно рельефно тенденции отхода от предметного диалога, политизации дискуссий, а также попытки превратить площадку ООН в инструмент давления на «неугодных» проявились ещё на сессии Первого комитета ГА ООН 2018 г. Как результат, число консенсусных резолюций резко сократилось, и составило менее половины от общего количества.

Крайне нездоровая ситуация в этом году сложилась на КР, на которой также проявились подобные симптомы. Считаем недопустимыми любые попытки отхода от устоявшейся практики работы Конференции. Вместо этого следует сосредоточиться на совместном поиске взаимоприемлемых развязок по всеобъемлющей и сбалансированной Программе работы КР.

В качестве практического вклада в эти усилия хотелось бы упомянуть выдвинутое в марте 2016 г. российское предложение о переговорах на КР по международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ). Эта инициатива не ущемляет интересов безопасности государств, а ее реализация предполагает выработку нового инструмента противодействия ОМУ-терроризму, способствующего укреплению региональной и международной безопасности. Она остается «на столе» Конференции.

Уважаемый г-н Председатель,

Дополнительным деструктивным фактором в контексте работы Первого комитета и КОР являются ничем не мотивированные действия властей США по невыдаче виз ведущим экспертам российской делегации в нарушение своих обязательств по Соглашению 1947 г. о штаб-квартире ООН. В этом контексте напомним и о блокировке въезда в США российских экспертов на 11-ю Конференции по содействию вступления в силу ДВЗЯИ в рамках недели высокого уровня 74-й сессии ГА ООН (Нью-Йорк, 25 сентября).

Развязанный Вашингтоном «визовой беспредел» привел к срыву в этом году сессии КОР – впервые в её истории. Таким образом, США недвусмысленно продемонстрировали свои приоритеты в области КВРН. Получается, что они предпочли не выдать визу главе российской делегации вместо инициированного ими же в Комиссии обсуждения проблематики мер транспарентности и доверия в космической деятельности.

У США отсутствуют какие-либо основания и, тем более, юридические права блокировать участие представителей государств-членов ООН в мероприятиях на площадке Организации или решать за них, кто должен входить в состав или, тем более, возглавлять национальные делегации. Своими деструктивными действиями американцы подрывают авторитет Секретариата ООН и лично Генсекретаря Организации, обязанных обеспечивать решение всех оргвопросов для нормального функционирования органов ООН вне зависимости от страны проведения конкретного мероприятия.

В целях восстановления алгоритма работы Первого комитета и КОР вносим на рассмотрение проект решения «Повышение эффективности методов работы Первого комитета», а также поправки к проекту решения «Доклад КОР» о всестороннем рассмотрении вопроса о проведении сессий Первого комитета и КОР на базе отделения ООН в Вене или Женеве. Одобрение данных решений позволило бы всем делегациям участвовать в работе этих площадок на недискриминационной основе и способствовало бы оздоровлению ситуации внутри разоруженческого механизма ООН и укреплению авторитета всемирной Организации. Призываем делегации поддержать данные решения.

Благодарю за внимание.