Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова в Первом комитете 76-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по разделу «Региональное разоружение и безопасность»

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

В настоящее время в различных частях мира региональная безопасность подвергается серьёзным испытаниям. Усиливается напряженность, нарастает вооруженное противостояние, тлеют старые и возникают новые конфликты.

Нормализация ситуации в таких точках турбулентности возможна только посредством прямого диалога всех вовлечённых сторон на основе норм и принципов международного права и в соответствии с целями и задачами ООН. Для решения региональных проблем недопустимо использование силы или угрозы силой, а также несанкционированное СБ ООН вмешательство в урегулирование конфликтов. При этом востребованными остаются согласованные коллективные действия, одобренные Всемирной организации и опирающиеся на её авторитет.

Одним из важнейших факторов, способствующих поддержанию и укреплению безопасности на региональном и субрегиональном уровнях, является достижение договорённостей по отказу от дестабилизирующей военной активности, контролю над вооружениями и разоружению.

Общемировые тенденции деградации ситуации в области безопасности негативно сказываются и на Европе. Первопричина – взятый США и их союзниками по НАТО курс на конфронтацию с Россией, подрыв основ евробезопасности и системы контроля над вооружениями.

Страны Альянса наращивают военные потенциалы у границ России, повышают оперативность переброски сил на «восточный фланг». Для реагирования на мнимую российскую «угрозу» в Латвии, Литве, Эстонии и Польше размещены многонациональные батальонные тактические группы, сформирована многонациональная бригада в Румынии. Дополнительно на европейскую территорию переброшены бронетанковая бригада и вертолётные подразделения ВС США. Увеличена общая продолжительность пребывания кораблей стран блока в акватории Чёрного моря в течение года.

Усилено патрулирование воздушного пространства Болгарии, Румынии и стран Балтии боевой авиацией союзников. В интересах оперативного развёртывания и применения группировок войск (сил) альянса на территории восточноевропейских государств размещены передовые координационные центры и новые штабы дивизионного уровня. Ежегодно в непосредственной близости от границ России проводятся не менее 30 войсковых и командно-штабных учений. Активизируется разведывательная деятельность у наших рубежей с использованием кораблей, самолётов и БПЛА, причём она носит все более опасный характер.

Параллельно, уже на протяжении многих лет США и их союзники разрушают ключевые договорённости в области контроля над вооружениями и укрепления доверия. В начале 2000-х гг. Вашингтон отказался ратифицировать Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), тем самым подорвав эту опору европейской безопасности. Далее, на протяжении десятилетия американцы и их союзники противились модернизации Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности, когда возможности для этого еще имелись. В последние годы Вашингтон взял курс на разрушение Договора по открытому небу, завершившийся его односторонним выходом под надуманным предлогом «российских нарушений». Результат очевиден – сломан баланс прав, обязательств и интересов государств-участников ДОН, что вынудило Россию денонсировать его.

Даже из краткого объективного обзора становится очевидным, кто несёт ответственность сложившуюся ситуацию в сфере европейского контроля над вооружениями. Призывы наших западных коллег «повышать транспарентность» путём модернизации Венского документа выглядят неискренне. Их цель – ещё больше «просвечивание» деятельности наших Вооружённых Сил. Однако всем должно быть очевидно, что пока НАТО не откажется от «сдерживания» России, диалог не состоится. Да и в более широком плане при нынешнем дефиците доверия ожидать продвижения в сфере контроля над обычными вооружениями в Европе не приходится.

Означает ли это, что надо сидеть сложа руки и безучастно наблюдать за ухудшением обстановки? Разумеется, нет. Мы считаем, что необходимо сосредоточиться на добросовестном выполнении существующих договорённостей, включая Венский документ. Полезны дополнительные добровольные меры транспарентности, такие как брифинги об учениях и внезапных проверках, размещение подробной информации о них на официальных сайтах военных ведомств, приглашение на соответствующие мероприятия в качестве наблюдателей военных атташе иностранных государств. Предлагаем договориться о мерах деэскалации, включая снижение военной активности на основе взаимности вдоль границы России и стран НАТО, о совершенствовании механизмов предотвращения инцидентов и опасной военной деятельности.

В качестве важной меры доверия, направленной на разрядку военной напряжённости, рассматриваем «структурированный диалог» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ, прежде всего по проблематике уменьшения опасности и предотвращения инцидентов. Дискуссия на эти темы с участием дипломатов и военных экспертов способствует постепенному формированию условий, необходимых для обсуждения в перспективе ключевых вопросов европейской безопасности и контроля над вооружениями.

Россия готова к конструктивной работе на перечисленных направлениях, при условии, что наши западные партнёры также будут следовать принципам равноправия, взаимного уважения, учёта озабоченностей и законных интересов безопасности друг друга. Последовательно выступаем за урегулирование проблем региональной безопасности политико-дипломатическими средствами, в т.ч. путём достижения договорённостей по контролю над вооружениями и разоружению.

Благодарю за внимание.