Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова в Первом комитете ГА ООН

Г-н Председатель,

Уважаемые дамы и господа,

Прежде всего, хочу отметить, что мы полностью разделяем оценки предыдущего оратора – представителя КНР, нашего ближайшего соседа и стратегического партнера.  

Особое сожаление вызывает позиция наших американских коллег, видимо, растерявших даже навыки дипломатии и дошедших до того, что вдобавок к подрыву международных договоренностей они начали физически блокировать нашу с вами работу, почему-то решив, что они могут определять, кто из нас с вами достоин прибыть в штаб-квартиру в Нью-Йорке, а кто – нет.  

Такая дискриминация абсолютно недопустима. Будем и далее добиваться от Секретариата ООН оперативного решения этого вопроса. Ярким отличием позиции и России, и Китая от позиции США и стран Запада является то, что мы наших принципиальных подходов не меняем, от норм приличия в международных отношениях никогда не отходим, от своих обязательств не отказываемся и международные договоренности не подрываем.

Убежден, что абсолютное большинство из вас хорошо знают российские конструктивные подходы, направленные на обеспечение равной и неделимой безопасности для всех без исключения государств. Поэтому сегодня я не буду зачитывать российское установочное выступление. Предлагаю ознакомиться с ним в письменном виде. Остановлюсь лишь на некоторых принципиальных моментах, буду опираться только на факты.

Мы все теперь знаем, что еще в 1990-х годах прошлого века в Вашингтоне были приняты решения о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), о развале Конвенции о запрещении биологического оружия (КБТО), Конвенции о запрещении химического оружия (КХО), Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Тогда же была ликвидирована и уникальная их национальная структура – Агентство США по контролю над вооружениями (АКВР).  

Таким образом, на рубеже века в Вашингтоне произошла какая-то деструктивная аберрация сознания. Если эта разрушительная тенденция будет и далее продолжена, то через некоторое время мы с вами окажемся в ситуации, когда нам с вами в Первом комитете будет нечего обсуждать. Не будет ДРСМД, СНВ, КБО, КХО, а в результате - подрывы со стороны США и Совместного плана действий по Ирану, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и даже диалога по зоне свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке при одновременном размещении ядерного оружия на территории других государств и продолжении обучения навыкам применения ядерного оружия своих неядерных партнеров. Под большой угрозой окажется и Договор о нераспространении ядерного оружия. Согласитесь, перспектива весьма тревожная. 

Именно поэтому Россия настаивает на реализации наших конструктивных инициатив, которые поддерживают все страны ОДКБ, БРИКС, ШОС, все страны «движения неприсоединения», т.е. абсолютное большинство государств ООН. Это именно те страны, за которыми будущее мирового развития.

Давайте вкратце пройдемся по основным нашим предложениям в их сравнительной динамике. 

Мы предлагаем укреплять ДНЯО, а не разрушать его, как это делают США. 

Мы предлагаем отказаться от размещения ядерного оружия на территории других государств и отказаться от обучения неядерных стран навыкам нанесения ядерных ударов, как это делают США.

Мы предлагаем обеспечить продление Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а не отказываться от этого последнего юридически обязывающего соглашения в области ядерного разоружения, как это пытаются сделать США.

Мы предлагаем мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, а не их наращивание, как это делают США, разрушившие ДРСМД. 

Мы предлагаем обеспечить незамедлительное вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а не отказ от его ратификации и подготовку своего ядерного полигона к возобновлению ядерных испытаний, как это делают США. 

Мы предлагаем обеспечить начало диалога по зоне, свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке, а не его блокирование, как это делают США. 

Мы предлагаем полноформатную реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, а не грубые нарушения обязательств по этому плану и наказание тех, кто его не выполняет, как это делают США. 

Мы предлагаем запретить размещение любого оружия в космическом пространстве и любое применение силы в космическом пространстве, а не разжигать гонку вооружений в космосе, как это делают США. 

Мы предлагаем укрепить КБТО, а не подрывать ее, как это делают США, отказавшиеся от верификации и размещающие свои военно-биологические объекты по всему миру.

Этот список деяний можно было бы продолжить, но, к сожалению, нет на то времени. В целом, нас вдохновляет что российские конструктивные предложения поддерживает абсолютное большинство государств ООН. Смущает лишь то, что наши европейские коллеги, некогда громогласно вещавшие о своей традиционной принципиальности в мировых делах, по сути, растеряли свой суверенитет, продолжают сидеть трусливо поджав хвост и не осмеливаются перечить указаниям из Брюсселя и Вашингтона даже по тем направлениям, где это в корне противоречит их национальным интересам безопасности.

Предлагаю именно на этой позитивной ноте продолжить все наши дискуссии в Первом комитете при условии, что страна, принимающая штаб-квартиру ООН, не будет трусливо и противоправно закрывать нам всем доступ в нашу с вами штаб-квартиру.

Спасибо.

 

Ответное слово после выступления представителя США: 

Спасибо, г-н Председатель.

Хотел бы взять право на ответ в связи со вчерашним выступлением делегации США. 

Вчера мы услышали весьма красноречивое выступление, весьма показательное для понимания подходов Соединенных Штатов к обеспечению международной безопасности и рассмотрению наиболее острых проблем в области контроля над вооружениями, разоружением и нераспространением. 

Создается впечатление, что США – единственное в мире государство, озабоченное положением дел в этой ключевой для международной безопасности сфере. Создается впечатление, что только США предпринимают усилия по выстраиванию новой системы контроля над вооружениями и нераспространением. Сегодня в выступлении Российской Федерации мы на фактах показали, что это не соответствует действительности. 

К сказанному ранее можно только добавить, что США на протяжении десятилетий наращивают свой наступательный военный потенциал, развивают инфраструктуру для проецирования военной силы в любую точку мира, увеличивают военный бюджет, который достигает астрономических масштабов, заставляют своих союзников наращивать военные расходы, на постоянной основе осуществляют модернизацию своих вооруженных сил, оттачивая их боевое применение, разрабатывают новые средства и методы ведения боевых действий, подгоняя под это свои доктринальные документы. 

Не секрет, что Соединенные Штаты давно поделили мир на сегменты, определив для каждого из них ответственное военное командование.  На земле не осталось ни одного региона, где бы не размещались военные базы, мощные военные группировки США, способные в считанные часы вторгнуться в любую страну или стереть ее с лица земли. Соединенные Штаты давно смотрят на мир через «боевой прицел», держа все страны в постоянном и неослабляющемся напряжении. 

Удивила не только тональность выступления представителя США, но и его основной посыл. В новой интерпретации мы услышали давно известный мотив о выстраивании разделительных линий. Видимо, эту «вишенку на торте» делегация Соединенных Штатов специально придерживала для Первого комитета. Подобные заявления не только возвращают нас во времена Холодной войны, но и противоречат декларируемой Вашингтоном позиции по рассмотрению вопросов контроля над вооружениями, разоружением и нераспространением. С одной стороны, США выражают готовность к диалогу с Россией и другими странами, выражают намерение вести его в конструктивной манере. С другой – сами «захлопывают» такую возможность, бросая в наш адрес беспочвенные, бездоказательные и порой абсурдные обвинения, применяя риторику, выходящую не только за рамки дипломатического общения, но и полностью противоречащую межгосударственным отношениям, базирующимся на Уставе ООН и международном праве.

Были и позитивные моменты в выступлении делегации США. Одно из них – ссылка на тесную связь разоружения и демократии. Хочется задать американской стороне вопрос: как нам всем рассматривать Соединенные Штаты, которые объявили о размещении оружия в космосе; запустили программы по наращиванию ракетно-ядерного потенциала; предпринимают деструктивные действия по развалу существующий системы международных соглашений в области контроля над вооружениями, разоружением и нераспространением и тем самым подрывают основы международной безопасности? Как мы все это можем интерпретировать в привязке к демократии? Если использовать ту логику, которую вчера нам преподнес представитель Государственного Департамента США,  к сожалению, мы не можем считать Соединенные Штаты полноценным демократическим государством. С учетом исторического опыта последних десятилетий и того, что произошло в ряде стран при инициативе и прямом участии США, можем вообще поставить под сомнение демократичность политической власти в США.

Спасибо за внимание. 

 

Повторное ответное слово после выступления представителя США: 

Благодарю Вас, г-н Председатель,

Постараюсь долго не задерживать внимание уважаемых коллег.

США постоянно говорят о новой системе контроля над вооружениями. С чем мы сейчас сталкиваемся? Мы видим ситуацию, когда одно государство, которое пренебрегает мнением подавляющего большинства государств-членов международного сообщества, предпринимает шаги по разрушению существующей системы соглашений и режимов в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Почему это делается? Как представляется, Соединенные Штаты делают это по одной простой причине: действующая система просто не устраивает Вашингтон, поскольку служит серьезным ограничителем глобальных амбиций США. Встает логичный вопрос: если Соединенные Штаты не хотят, не готовы и не могут выполнять свои обязательства в соответствии с имеющимися договоренностями, выходят из них, предпринимают действия по их разрушению, где гарантии, что в новой системе соглашений в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения США будут обладать политической волей присоединяться к ним и выполнять свои обязательства? Как мы понимаем, нынешняя ситуация говорит о том, что таких гарантий нет.

Спасибо.