Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Г-жа Председатель,

Благодарим заместителя Генсекретаря ООН Розмари Дикарло, исполняющего обязанности делегации ЕС Сильвио Гонзато и координатора «формата 2231» Постоянного представителя Ирландии Фергала Митена за их брифинги.

Отмечаем усилия ирландской стороны по обеспечению функционирования «формата 2231» Совета. Консенсусное принятие полугодового доклада координатора, как видится, стало достойным завершением двухлетнего пребывания Ирландии на этом посту.

В то же время сожалеем, что в своем выступлении координатор не указал прямо на всем известную первопричину всех нынешних проблем с Совместным всеобъемлющим планом действий (СВПД) – односторонний выход США из «сделки» и последующее нарушение ее положений, включая введение односторонних санкций против Ирана.

Этот же серьезный недостаток просматривается в полугодовом докладе Генсекретаря ООН по вопросам выполнения резолюции Совета Безопасности 2231. Он читается так, что между действиями США и Ирана фактически ставится «знак равенства». В целом складывается впечатление, что и Генсекретарь ООН, и наши западные коллеги сейчас стремятся максимально «заретушировать» факт одностороннего выхода Вашингтона из СВПД в 2018 г., что создает искаженную картину, будто бы «сделка» то ли начала разваливаться сама собой, то ли – что еще более абсурдно – что в ее «пробуксовке» изначально виноват Тегеран.

Кроме того, напоминаем, что речь должна идти не об изъятиях из ограничений, а о полной отмене на постоянной и проверяемой основе незаконных дискриминационных мер, введенных США против Ирана в нарушение резолюции 2231. Из доклада Генсекретаря может сложиться ложное впечатление о том, что изъятий было бы вполне достаточно.

Не в первый раз выражаем нашу озабоченность по поводу упоминаемых в докладе так называемых «расследований», проводимых Секретариатом ООН в контексте выполнения резолюции СБ 2231. И в своих письмах, и в ходе выступлений на мероприятиях Совета Безопасности мы неоднократно подчеркивали, что подобные действия – равно как и подстрекательство к ним со стороны некоторых государств, свидетелями которого мы были в последнее время, включая сегодня – грубым образом нарушают как положения записки Председателя Совета Безопасности S/2016/44 от 16 января 2016 г., четко устанавливающей мандат Секретариата применительно к обсуждаемой резолюции, так и непосредственно Устав ООН, в частности, его статью 100. Российская Федерация уже предоставляла подробный правовой анализ на этот счет. Секретариат ООН не должен уступать давлению западных стран и идти на нарушение Устава ООН. Хотим вновь отметить, что любые результаты псевдорасследований «ячейки 2231» с юридической точки зрения ничтожны. При этом ссылки на якобы установившуюся практику проведения инспекций нерелевантны – повторение нарушений прецедента создавать не может. 

В то же время мы с удовлетворением отмечаем высказанную и Генсекретарем оценку СВПД как лучшего инструмента укрепления режима нераспространения и региональной безопасности. Мы также убеждены в безальтернативности Плана и принципиальной важности его скорейшего восстановления в полном объеме.

Г-жа Председатель,

СВПД в свое время стал реальностью благодаря профессиональному, деполитизированному и конструктивному подходу государств-участников процесса. Его разработка имела не только практический, но и важный политический эффект. Семь лет назад наши совместные усилия продемонстрировали миру, что дипломатия работает и позволяет, при наличии политической воли, добиваться результатов, несмотря на имеющиеся разногласия.

Однако последующие события показали, что, к сожалению, не все готовы следовать духу СВПД. Действия США «расшатали» основы ядерной «сделки». 

В условиях контрпродуктивных действий Соединенных Штатов все шаги, предпринятые Тегераном впоследствии, были не более чем реакцией на нарушения и давление со стороны США. При этом каких-либо намерений у американских коллег «поумерить пыл» и делами подтвердить готовность к возвращению в СВПД, увы, не просматривается. Сомнения в искренности заверений насчет приверженности этой цели усиливают публичные заявления, которые допускают американские официальные лица – в частности, что, мол, восстановление «сделки» у США на повестке дня не стоит. 

Г-жа Председатель,

Отдельно хотелось бы остановиться еще на одной теме, которая не имеет никакого отношения к восстановлению СВПД и которую пытаются «раскрутить» западные коллеги – якобы осуществляемые Ираном поставки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Россию для их применения на Украине. Эти обвинения носят абсолютно надуманный, искусственный характер. Нам известно, что представители Киева до сих пор не могут предоставить Тегерану по двусторонним каналам каких-либо документальных подтверждений использования российскими военными БПЛА иранского происхождения. Несмотря на это, США и ЕС считают возможным на основании своих измышлений пытаться безосновательно вовлечь в этот сюжет Секретариат ООН и вводить санкции в отношении иранских и российских юридических и физических лиц. 

Примечательно, что выпады против России и Ирана по поводу БПЛА мы услышали ровно в тот момент, когда переговоры в венском формате вышли на финальный этап. Это наглядно демонстрирует, кто на самом деле заинтересован в дипломатическом урегулировании ситуации, а кто попросту политизирует дискуссию и продолжает подрывать основы СВПД. 

Г-жа Председатель,

Россия сохраняет неизменный настрой на взаимодействие в венском формате в целях скорейшего реанимирования СВПД. Разделяем также мнение Генсекретаря, что вопросы, не относящиеся к Плану, не должны мешать его сохранению и выполнению.

В последнее время периодически приходится слышать рассуждения, что СВПД якобы «устарел», не отражает существующий баланс интересов и что его можно было бы заменить «лучшей сделкой». Это безответственная и опасная логика. Призываю задуматься: если переговоры по восстановлению СВПД идут уже почти два года, то сколько времени займет согласование гипотетической новой «сделки»? И где гарантии, что она вообще будет достижима? 

Работа над восстановительным «пакетом» СВПД уже находится на зрелой стадии, важно не потерять наработанный прогресс. Непреодолимых проблем на пути реанимирования СВПД не видим. Но сейчас крайне важный, хрупкий и ответственный этап. Попытки наращивать давление на Иран, постоянная немотивированная раскрутка спирали напряженности вокруг СВПД, надуманные выпады, единственной целью которых является провоцирование других участников, могут полностью перечеркнуть перспективы восстановления «сделки». Такая линия, если она возобладает, – печальное отступление от тех высоких стандартов дипломатии, которые в свое время позволили согласовать СВПД. Призываем стороны проявить стратегическую выдержку, прагматичный настрой и нацеленность на поиск компромисса. Уверены, что в таком случае устраивающие всех «развязки» будут найдены. 

Благодарю за внимание.