Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросам искусственного интеллекта и поддержанию международного мира и безопасности
Г-н Председатель,
Благодарим Генерального секретаря А.Гутерреша и докладчиков за вклад в дискуссию.
Российская Федерация придает большое значение вопросам развития передовых технологий, призванных служить на благо человечества, включая искусственный интеллект (ИИ). При этом сегодня предлагается обсудить его в контексте угроз международному миру и безопасности. Памятуя прошлую дискуссию, полагаю, всех нас объединяет один постулат – нельзя допустить верховенства ИИ над человеком и человеческими ценностями. А вот по поводу того, какие угрозы встают на этом пути, единодушия в Совете не складывается.
Начать хотел бы с того, что мы с интересом ознакомились с концептуальной запиской Председательства. В предложенных вопросах прослеживается вполне ожидаемая мысль. А именно: как сделать так, чтобы разработать международную систему регулирования ИИ, и одновременно предусмотреть, чтобы некоторые отрасли или государства под это регулирование не подпадали. Что-то знакомое, не правда ли? В этом контексте хотел напомнить о схожих подходах из других сфер, которые проявились сегодня во всей своей красе.
Если, к примеру, говорить о международной торговой системе, можно вспомнить Атлантическую хартию августа 1941 года, содержавшую отсылку к принципам недискриминации и рыночной эффективности, которые стали основой для Генерального соглашения по торговле и тарифам, и затем ВТО. И что мы видим сегодня? Стоявшие у истоков этого процесса США, обеспечив себе лидерство в мировой торговле и не желая мириться с ускользающим доминированием, сейчас блокируют работу ВТО, расширяют практику нелегитимных санкций и других незаконных средств для борьбы с конкурентами.
Другой пример: борьба с изменением климата. Действительно, американские ученые и политики внесли весомый вклад в формирование своего рода религии климатического алармизма, а что мы наблюдаем сейчас? США не останавливается перед разрушением столь долго и тяжело формировавшегося глобального климатического сотрудничества там, где это противоречит их интересам. И еще один интересный факт – в последние годы на своей территории США лишь наращивают добычу углеводородных энергоносителей и расширяют их экспорт, разумеется – с помощью мер недобросовестной конкуренции.
Возьмем пример и пошире – многие годы нас заверяли, что процесс глобализации несет благо развитию народов, если управляется принципами демократии и законами свободного рынка, неприкосновенности частной собственности. Проводятся так называемые «Саммиты за демократию». Однако сегодня ни от кого не скрыть, как Вашингтон попирает принципы и основы суверенного равенства, а теперь и неприкосновенности государственной собственности, после совместного с Лондоном и Брюсселем неприкрытого грабежа иностранных золотовалютных резервов. В результате, выражаясь словами Президента В.В.Путина, в рамках существующего миропорядка по-американски осталось только одно правило – никаких правил.
Г-н Председатель,
Безусловно, амбиции США – задуматься о судьбе всего человечества в эпоху динамично развивающегося ИИ – нам вполне понятны. При этом сейчас стране, инициировавшей сегодняшнюю дискуссию, важно четко осознать, что прежние подходы – навязывание правил другим и одновременное освобождение от них себя – будут повторением исторических ошибок на пути развития глобального сотрудничества. Если посмотреть на инициативу США по ИИ в Генассамблее, то она обременена теми же ошибками. Мы имеем в виду американскую резолюцию ГА ООН по ИИ 78/265. В ней весьма красиво говорится о поощрении «справедливых, открытых, инклюзивных и недискриминационных условий для предпринимательства, экономической и коммерческой деятельности».
К сожалению, на деле авторы резолюции продолжают недобросовестно устранять конкурентов. Так, американское Бюро промышленности и безопасности 11 декабря приняло решение внести в свой «черный список» еще четыре российских ИТ-компании. Одной из них является NtechLab, которая специализируется на распознавании лиц, известная тем, что ее команда вошла в пятерку финалистов конкурса Megaface, организованного Вашингтонским университетом, опередив конкурента, созданного разработчиками Google. Как Вам нравятся такие «справедливые и инклюзивные условия»? Нет, коллеги, такими темпами прогресс, как и после аграрной, а затем промышленной революции, опять достанется только «цветущему саду», который будет заботиться только о том, как погасить пламя «в джунглях».
Г-н Председатель,
У нас есть шанс объединить усилия и вместе не допустить отставания Глобального Юга и избежать новых форм колониализма и дискриминации. Ведь именно усугубление существующего технологического неравенства и есть одна из главных угроз на пути развития ИИ, угроз в том числе именно международному миру и безопасности.
Переход к инновациям на основе ИИ требует преодоления так называемого «цифрового разрыва» в целях сокращения бедности и содействия устойчивому развитию. А этот разрыв действительно велик. Ведь согласно прогнозам, глобальные государственные инвестиции в ИИ могут достичь 632 млрд долл. к 2028 году. А бесспорные лидеры в этой сфере – США, страны Западной Европы, Япония и Южная Корея. Не говоря уже о частном секторе, в первую очередь, крупных технологических компаниях, таких как Microsoft, Meta, Alphabet и Amazon, которые планируют выделить порядка четверти триллиона долларов на создание инфраструктуры ИИ к 2025 году. Конечно, у стран Глобального Юга есть свои лидеры и в этой области – это наши партнеры по БРИКС – Китай и Индия, но большинство развивающихся стран не имеют необходимых ресурсов для такого ускорения.
Для такого ускорения необходимо международное сотрудничество, направленное на передачу технологий, развитие человеческого капитала, создание необходимой инфраструктуры и повышение качества рабочих мест.
В этой связи Российская Федерация в числе группы единомышленников, созданной по инициативе Китая, приняла участие в разработке резолюции ГА ООН 78/311 «Укрепление международного сотрудничества в деле наращивания потенциала в области искусственного интеллекта».
Это соответствует приоритетам нашей Национальной стратегии ИИ. Намерены оказывать странам Глобального Юга и Востока техническую помощь, реализовывать совместные проекты на основе равноправного доступа к знаниям и технологиям. Именно на основе таких подходов на прошлой неделе в Москве состоялась конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Ведь наличие собственных разработок нового поколения ИИ – одно из ключевых условий научного и технологического суверенитета любой страны. Кроме того, хотим сообщить о старте международного Альянса национальных ассоциаций и институтов развития в сфере искусственного интеллекта стран БРИКС и других заинтересованных государств. При этом убеждены, что алгоритмы систем ИИ должны заслуживать доверия, то есть быть понятными, открытыми и непредвзятыми; и разрабатываться с учётом культурных, национальных особенностей стран и каждой цивилизации в соответствии с их историей, идентичностью и традициями.
Что касается координирующей роли ООН в вопросах развития ИИ, то мы – в русле положений Казанской декларации XVI саммита БРИКС от 23 октября – поддерживаем ее в противовес различным неинклюзивным форматам с политизированной повесткой и коалициям ad hoc. При этом ключевым для нас является выход на универсальные договоренности при главенствующей роли государств и на основе равноправного диалога между ними, разумеется, при должном учете всех законных интересов участников переговорного процесса.
Как, очевидно, понятно из наших предыдущих тезисов, мы не рассматриваем площадку СБ в качестве подходящего формата для рассмотрения проблематики ИИ как отдельно взятой темы. Она носит глобальный характер, и ограничивать дискуссию членами СБ было бы неправильно. На «Саммите будущего» уже намечены контуры формирующейся «инфраструктуры» для рассмотрения этой тематики в системе ООН, и Совет Безопасности там не фигурирует.
Г-н Председатель,
Учитывая, что некоторые коллеги настойчиво предлагают обсудить в СБ ООН военные аспекты применения ИИ, хотим напомнить, что для этого тоже существуют инклюзивные профильные площадки – в первую очередь, Группа правительственных экспертов по смертоносным автономным системам вооружений, функционирующая в рамках Конвенции о «негуманном» оружии. К слову, на ней еще лишь предстоит выработать общее понимание по самым базовым вопросам – даже по терминологическому аппарату. Приветствуем рассмотрение данной тематики и в рамках Комиссии ООН по разоружению, но без дублирования усилий с другими механизмами. Считаем преждевременным дискуссии о выработке правил ответственного поведения в отношении систем вооружений с использованием ИИ. На этом фоне вынесение в другие форматы дискуссии по столь чувствительным вопросам – не говоря уже о рассмотрении влияния технологий ИИ на другие нераспространенческие и разоруженческие аспекты – по меньшей мере преждевременно. Попытки же закрепить на уровне СБ подходы и установки отдельных государств, равно как и подменить ими международно-правовые инструменты, едва ли приблизят нас к формированию общих подходов к тематике «военного» ИИ.
Благодарю за внимание.