Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по теме «Космос (разоруженческие аспекты)» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Россия как автор ряда основополагающих инициатив по ПГВК неизменно вносит вклад в сохранение космоса свободным от оружия любого вида и предотвращение его превращения в еще одну сферу напряженности и вооруженного противостояния. Мы последовательно выступаем за сохранение космоса в качестве пространства для исключительно мирной деятельности всех государств на равноправной основе.

Однако в последнее время риски превращения космического пространства в плацдарм агрессии и войны приобрели вполне реальные очертания. Реализуемый США и рядом государств Запада курс на размещение оружия в космосе, наращивание потенциала силового воздействия на космические объекты (прежде всего, посредством разработки систем вооружений, предназначенных для применения силы или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса) и использование космического пространства для ведения боевых операций продолжает подрывать международный мир и безопасность, дестабилизировать обстановку в космическом пространстве и оказывать негативное влияние на продвижение к цели ПГВК.

Акцентируем также чрезвычайно опасную и выходящую за рамки безобидного использования космических технологий тенденцию, отчетливо проявившуюся в ходе событий на Украине. Речь идёт о задействовании США и их союзниками компонентов гражданской инфраструктуры в космосе, в т.ч. коммерческой, в военных целях. Данные государства, очевидно, не совсем отдают себе отчет, что подобная деятельность, по сути, представляет собой опосредованное участие в вооружённых конфликтах. Повторим для непонятливых: квазигражданская инфраструктура может оказаться «законной целью» для ответного удара.

В результате безрассудных действий государств Запада неоправданным рискам подвергаются устойчивость мирной космической деятельности, а также многочисленные социально-экономические процессы на Земле, от которых зависит благополучие людей, в первую очередь, в развивающихся странах. Как минимум, такое провокационное применение гражданских спутников вызывает вопросы в контексте Договора о космосе, предусматривающего его исключительно мирное использование, и требует самого серьезного осуждения международным сообществом.

На этом фоне возрастает актуальность инициатив по сохранению космоса для исследований и использования сугубо в мирных целях, предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве и запуску соответствующих переговоров в русле Договора о космосе 1967 г., как это предусмотрено решениями Первой спецсессии ГА ООН по разоружению 1978 г.

Требуется принять на национальном и международном уровнях обязательства в отношении того, что в космосе (в т.ч. на орбите вокруг Земли и на небесных телах) не должно размещаться оружие любого вида, также должно быть запрещено применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов и с их использованием. Необходимо зафиксировать всеобъемлющий запрет на космические ударные вооружения, предназначенные для поражения космических объектов.

В данном контексте важно понимать, что без надёжных гарантий сохранения космоса свободным от оружия, закрепленных в международной юридически обязывающей договорённости по ПГВК, решение вопросов, связанных с мирным использованием космоса и обеспечением безопасности космической деятельности, бесперспективно. В этих целях в 2008 г. Российская Федерация и КНР внесли для рассмотрения Конференцией по разоружению (КР) проект договора о предотвращении размещения оружия
в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а в 2014 г. – его обновлённую версию, учитывающую высказанные рядом государств замечания и предложения. Документ по-прежнему находится на столе переговоров и не потерял своей актуальности.

Приветствуем предстоящее возобновление работы профильной Группы правительственных экспертов (ГПЭ), учрежденной резолюцией ГА ООН 77/250, в целях изучения и представления рекомендаций относительно содержательных элементов многостороннего юридически обязывающего инструмента по ПГВК и предотвращению размещения оружия в космосе.
Рассчитываем, что указанная ГПЭ сумеет согласовать содержательный доклад и придаст новый импульс усилиям международного сообщества на данном направлении, чтобы навсегда предотвратить размещение вооружений в космическом пространстве, применение силы или угрозы силой в космосе, из космоса и в отношении космоса. Это позволило бы существенно продвинуться вперед на пути к цели ПГВК.

В качестве промежуточного шага на период до разработки упомянутого юридически обязывающего инструмента, призванного обеспечить предсказуемость стратегической ситуации в космосе, рассматриваем меры транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК). МТДК должны дополнять, но не подменять собой эффективный юридически обязывающий режим в отношении космоса. Данный тезис подтверждён в принятых в этом году консенсусом Комиссией ООН по разоружению (КОР) Рекомендациях для содействия практическому осуществлению МТДК в целях ПГВК. Приветствуем содержательные результаты «трехлетнего» цикла работы КОР. Рассчитываем, что содержащиеся в ее докладе МТДК будут применяться на добровольной основе в национальных практиках в максимально возможной и практически осуществимой степени и сообразно интересам государств-членов ООН.

Исходим из общего понимания о важности МТДК как неотъемлемого элемента международного юридически обязывающего инструмента по ПГВК. Они должны быть нацелены на полный запрет размещения оружия в космосе, применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью. Именно данные меры призваны, среди прочего, обеспечить разрешение спорных ситуаций, связанных с выполнением возможного будущего договора по ПГВК.

Единственной действенной МТДК в целях предотвращения размещения оружия в космосе по-прежнему остается международная инициатива/политическое обязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК). Её полноформатными участниками стали уже более трёх десятков государств, и их число продолжает неуклонно расти.

Присоединение всех государств к НПОК означало бы по сути принятие глобального политического обязательства не размещать оружие в космосе, делая тем самым разработку как космических ударных систем вооружений, так и средств противоспутниковой обороны нецелесообразной. Призываем все государства стать её участниками. Убеждены, что глобализация обязательства по НПОК стала бы серьезной мерой доверия в космической деятельности государств. Рассматриваем НПОК как шаг на пути
к заключению международного юридически обязывающего инструмента, содержащего гарантии против вывода ударных оружейных систем на околоземную орбиту.

Г-н Председатель,

Видим необходимость в укреплении центральной роли Комитета ООН по космосу (КОПУОС) в решении ключевых вопросов космической повестки дня. Важно не допустить переноса дискуссий по тематике мандата КОПУОС на другие форумы. Подчеркиваем, что попытки вывести проблематику развития международно-правовой базы мирнокосмической деятельности за пределы этой уникальной межгосударственной площадки ведёт к подрыву фундаментальной роли КОПУОС, закреплённой решениями ГА ООН.

Г-н Председатель,

Российская Федерация вносит на рассмотрение Первого комитета проекты резолюций ГА ООН «Неразмещение первыми оружия в космосе», «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности (МТДК)» и «Дальнейшие практические меры по ПГВК». При подготовке указанных документов учитывали имеющиеся наработки в области ПГВК, а также результаты деятельности различных профильных многосторонних форматов. Наши проекты направлены на консолидацию дискуссии по ПГВК и формирование объединительной повестки дня. Призываем все государства поддержать эти проекты резолюций и выступить их соавторами.

Благодарю за внимание.