Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Ливии

Г-жа Председатель,

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря по Ливии и главе Миссии ООН по поддержке в этой стране (МООНПЛ) Абдулайе Батили, а также заместителю Постоянного представителя Японии в качестве Председателя Комитета 1970 за их выступления.

На фоне сохраняющегося в Ливии двоевластия перспективы достижения устойчивого урегулирования пока, увы, не просматриваются. Проведение общенациональных выборов и создание по их результатам единых органов власти со справедливым представительством всех регионов Ливии – это единственный способ преодолеть внутриполитический тупик. В этой связи сохраняет актуальность продолжение работы по оформлению законодательной базы электорального процесса между Высшим госсоветом и Палатой представителей. Ведь эти структуры, к сожалению, так и не пришли к согласию, несмотря на в целом успешное завершение в конце мая этого года работы совместного комитета «6 плюс 6».

Надеемся, что в ближайшее время стороны все же смогут выйти на необходимые договоренности. Клубок противоречий, в котором оказались ливийцы, должен быть распутан ими самими. Без достижения внутриливийского консенсуса вокруг законодательной базы любые инициативы от международных посредников или иностранных государств, тем более сепаратные, работать не будут и лишь приведут к дальнейшему расколу общества. 

Исходим из того, что добиться существенных успехов в Ливии можно только совместными усилиями всех заинтересованных ливийских сторон и влиятельных мировых и региональных игроков при центральной роли ООН. Поддерживаем Ваши усилия, г-н Батили. Вы находитесь в активном поиске развязок ливийского политического узла. Краеугольным вопросом в этом контексте является организация всеобщих президентских и парламентских выборов. Полагаем, что их одновременное проведение было бы предпочтительно с точки зрения сохранения стабильной обстановки в стране.

Убеждены при этом, что не следует обставлять организацию электорального процесса дополнительными условиями или исключать из него опирающиеся на значительную поддержку населения политические фигуры. Непременным условием успеха политпроцесса является его инклюзивность – он должен охватывать всех основных ливийских игроков, включая представителей бывшей власти. 

Времени терять нельзя – ситуация «на земле» далека от стабильной. «Окно возможностей» стремительно закрывается. Восток страны до сих пор не может оправиться от последствий разрушительного стихийного бедствия, обрушившегося на него в сентябре. Боестолкновения между вооруженными группировками происходят с печальной регулярностью. 

На этом фоне деятельность Совместного военного комитета в формате «5 плюс 5» имеет ключевое значение для углубления координации сторон на военном треке и формирования единой архитектуры безопасности, включая вопрос ликвидации иностранного военного присутствия, где мы выступаем за синхронизированный, сбалансированный, постепенный и поэтапный вывод всех без исключения неливийских вооруженных групп и воинских подразделений. Если в ближайшее время имеющийся потенциал для достижения политического консенсуса не будет реализован, то страна рискует вновь повторить печальный сценарий предыдущего десятилетия.

Г-жа Председатель,

Важнейший вопрос ливийской повестки дня – соблюдение положений введенного СБ ООН территориального оружейного эмбарго в отношении этой страны. Еще раз напоминаем, что данная мера – как и другие санкционные инструменты Совета – призвана в первую очередь стабилизировать ситуацию в бывшей Джамахирии. Той же цели служит введенный резолюцией СБ 2292 особый инспекционный режим в открытом море у берегов Ливии, у истоков которого стояла и Россия. 

Однако широкие возможности особого режима досмотра судов фактически узурпировала одна региональная организация – Европейский союз. При этом деятельность его военно-морской операции «Ирини» весьма далека от идеала – мы неоднократно указывали на ее низкую эффективность, избирательный характер досмотров и нетранспарентные схемы. Несмотря на наши предостережения, ситуация остается прежней. 

Немногочисленные случаи конфискации ею груза вызывают множество вопросов, в том числе в контексте выводов относительно их военного характера, а также способов избавления от него. Командование «Ирини» весьма вольно трактует условия ливийского особого инспекционного режима. В очередной раз напоминаем, что профильные санкционные резолюции СБ ООН не предполагают передачу конфискованного груза третьей стороне для его использования по прямому назначению. А сделанная руководством ЕС ссылка на собственные внутренние решения выглядит откровенной пощечиной авторитету Совета.

Благодарю за внимание.

Видео выступления