Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Косово
Г-н Председатель,
Признательны Спецпредставителю Генсекретаря Каролин Зияде за брифинг о ситуации в крае. Приветствуем участие Министра иностранных дел Сербии Николы Селаковича. Выслушали размышления г-жи Донники Гервалы-Шварц. Мы бы посоветовали г-же Гервале-Шварц не пытаться заниматься философскими идеологемами, а также попытками культурологического и геополитического анализа. Скажу откровенно, у Вас это не очень удачно получается. Вам бы лучше было сконцентрироваться на положении в Косово, а не отвлекать Совет своими глубокомысленными измышлениями о международном положении, а также о внешней политике Сербии, которая, оказывается, как и почти все сегодня в мире, управляется по воле и рукой Москвы. Благодарим Вас за лестную оценку, однако позвольте исправить Ваше упущение и дать реальную, а не окрашенную в розовые тона оценку ситуации в Косово.
Косово остается главным очагом напряженности на Балканах, подрывающим усилия по поддержанию мира и стабильности в регионе. Ситуация с безопасностью в крае также неуклонно ухудшается, требуя пристального внимания со стороны международного сообщества и Совета Безопасности ООН.
Процесс планомерного нарушения прав сербского населения начался с 1999 года и, по сути, все эти годы мы имели дело с ползучей этнической чисткой. По прошествии более чем двадцати лет численность сербов к югу от реки Ибар сократилась кардинально, остались лишь небольшие сербские анклавы, которые не могут никак постоять за свои права. Для примера – до конфликта в Приштине проживало 40 тысяч сербов, сегодня – вряд ли наберется сотня. Единственным регионом, где сербы еще составляют большинство, является Северное Косово. Но приштинские власти во главе с А.Курти пытаются взять новые вершины в плане притеснения сербов. Создание коренному сербскому населению невыносимых условий для жизни, судя по всему, является задачей номер один. Продолжаются акции устрашения в сербонаселенных районах, снижается порог применения силы против проживающих там людей.
С начала 2022 года в Косово зафиксировано более 100 случаев нападений на сербов, их имущество, кладбища и религиозные святыни – почти вдвое больше, чем годом ранее. Осуществляется провокационное, не вызванное никакими объективными причинами патрулирование косоварами водохранилища Газиводе в зоне, сопредельной с центральной частью Сербии. Введен запрет на использование сербами статусно-нейтральных автомобильных номеров с угрозой конфискации транспорта в случае неповиновения. В конце июля это решение Приштины вплотную приблизило ситуацию к горячей фазе и едва не привело к кровопролитию. Очередной опасный рубеж – 31 октября, когда истечет предусмотренный новыми правилами срок замены регистрационных знаков.
Не решаются проблемы, связанные с возвратом законным владельцам узурпированных косовоалбанцами объектов сербской недвижимости. На протяжении многих лет цинично нарушается право собственности на прилегающие земли монастыря Высокие Дечаны, находящегося в перечне ЮНЕСКО в числе объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. Темпы возвращения в край беженцев-неалбанцев по-прежнему неудовлетворительные, что отражено в докладе Генсекретаря. Местные «власти» не предпринимают ничего для их защиты. Напротив, атмосфера ненависти к сербам лишь поощряется. Под предлогом обеспечения безопасности возводятся базы косовской полиции на севере края, зачастую на принадлежащей сербам частной территории.
Еще в 2013 году в рамках переговоров под эгидой Брюсселя была достигнута договоренность об учреждении Сообщества сербских муниципалитетов Косово, которое в неидеальной, но все же во взаимоприемлемой форме могло гарантировать обеспечение прав проживающих в Косово сербов. Но Приштина отказалась от его выполнения, упирая на то, что сербы, якобы, являются «наиболее защищенным нацменьшинством в Европе».
На самом деле, никто никогда и не пытался заставить косовские власти выполнять договоренности. В том числе Европейский союз, выступивший посредником. На данный момент можно с уверенностью констатировать полный провал этих посреднических усилий. Ведь многолетняя неспособность Брюсселя добиться от Приштины не только выполнения достигнутых соглашений, но и даже проявления минимальной кооперабельности на переговорах сделала контакты заведомо обреченными на неудачу. По указке США в официальную риторику Евросоюза внедрена идея пресловутого «взаимного признания», звучащая не только из уст ведущих европейских политиков, но и нашедшая отражение в очередной резолюции Европарламента по Косово. Это яркое свидетельство пересмотра статусно-нейтральной позиции Брюсселя по урегулированию.
Одновременно с этим в нарушение резолюции СБ ООН 1244 продолжается создание косовской «армии». Налицо глубокая вовлеченность в этот процесс крупных натовских игроков. В первых рядах – Лондон, активно участвующий в обучении личного состава.
Приштина продолжает требовать от Запада новой военной помощи. Добивается размещения в крае еще одной американской базы, поставок комплексов радиоэлектронной борьбы и артиллерии с дальностью стрельбы свыше 10 км. Военный бюджет Косово достиг рекордного объема, превысив в текущем году 100 млн евро, что выдает отнюдь не миролюбивые намерения А.Курти. Видим стремление втянуть в эти агрессивные приготовления соседнюю Албанию, которой в августе было предложено заключить «договор о совместной обороне».
Западные страны ведут себя так, будто резолюция СБ ООН 1244 не существует вовсе. Они продолжают стряпать так называемые «альтернативные», выгодные Приштине варианты урегулирования. Очередным наглядным примером такого правового нигилизма стал вброшенный в сентябре франко-германский проект, который призван принудить Белград согласиться с косовской «государственностью». И это не единственный подобный случай за последнее время. Усилия Вашингтона и Брюсселя сосредоточены на том, чтобы заставить сербов поступиться своими национальными интересами, суверенитетом и территориальной целостностью. В ход идут угрозы и шантаж, выдвигаются ультиматумы.
Г-н Председатель,
Есть еще несколько моментов, к которым мы хотели бы привлечь внимание. В крае, на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1244, действует миротворческая операция ООН – Миссия ООН в Косово. Мы поддерживаем ее работу, она является важнейшим гарантом безопасности в крае. Мы также понимаем, в каких сложных условиях ей приходится действовать. Одновременно мы ожидаем от Миссии реалистичных, а не нейтрально-радужных оценок ситуации в крае.
В мае 2019 года в отношении российского сотрудника МООНК М.А.Краснощекова и еще двух сотрудников Миссии косовоалбанская полиция применила силу, он был жестоко избит. Ответственные за это преступление косовоалбанцы до сих пор остаются безнаказанными. И это в крае, который хвастается своей приверженностью «Rule of Law». Грубым нарушением установленных международно-правовых норм стало объявление 31 декабря 2021 г. «persona non grata» сотрудника Миссии А.Н.Антонова.
Кроме того, косовские власти приняли ряд решений, направленных на фактические выдавливание из края персонала приштинской канцелярии Посольства России в Сербии, а также наших работников в MOOНК и миссии ОБСЕ в Косово. Об этом возмутительном самоуправстве мы проинформировали Генсекретаря ООН и г-жу К.Зияду. Рассчитываем, что эти шаги косовского руководства будут пересмотрены.
Мы призываем МООНК не игнорировать эти вопиющие эпизоды произвола и регулярно информировать о них Совет в своих докладах. Отсутствие должной реакции со стороны Секретариата создает у де-факто властей ощущение вседозволенности.
В заключение, г-н Председатель, подчеркну: российская позиция по Косово остается неизменной. Выступаем за достижение Белградом и Приштиной жизнеспособного взаимоприемлемого решения на основе резолюции СБ ООН 1244, которое должно соответствовать международному праву и получить одобрение Совета Безопасности.
Благодарю за внимание.