Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по Мали

Г-н Председатель,

Признательны спецпредставителю Генсекретаря ООН Эль-Гасиму Вану за брифинг о работе Миссии ООН по стабилизации в Мали и положении дел в этой стране. Приветствуем участие на заседании Министра иностранных дел Мали Абдулайе Диопа. Выражаем соболезнования странам-поставщикам контингентов, чьи миротворцы продолжают нести потери, выполняя свой долг. Также мы выражаем соболезнования Правительству Мали в связи с жертвами среди гражданского населения и со стороны вооруженных сил страны в результате их борьбы с террористическими угрозами.

Согласны с содержащимися в докладе Генсекретаря оценками, что ситуация в Мали приобретает более стабильный характер. Благодаря развертыванию общественно-политического диалога при активном участии переходных властей и группировок-«подписантов» ускорился процесс проведения государственных реформ, придан серьезный импульс выполнению положений Алжирского мирного соглашения. 

Согласованы параметры реализации программы разоружения, демобилизации и реинтеграции на 2023-2024 годы. В последние месяцы приняты важные документы, касающиеся восстановления государственных институтов, возобновлена работа консультативных площадок по подготовке к выборам, политическим и институциональным реформам. В сентябре и октябре, после годичного перерыва, прошли встречи Комитета по контролю за выполнением мирного соглашения. 11 октября специально созданная комиссия направила на одобрение главы государства проект новой конституции.

Страна продолжает упорную и непростую борьбу с терроризмом. Из-за вакуума безопасности, связанного с неспровоцированным выводом французских и есовских подразделений с территории Мали, значительно активизировались террористические группировки «Исламское государство Большой Сахары» и «Группа поддержки ислама и мусульман». Несмотря на объективные сложности, в последние месяцы малийские ВС продемонстрировали, что они способны добиваться значительных результатов в борьбе с террористами и боевиками. Россия оказывает малийской армии всестороннюю помощь, в т.ч. в области повышения ее боеспособности и подготовки военнослужащих. Отдаем должное и Миссии ООН по стабилизации в Мали, которая помогает малийским военным в вопросах эвакуации раненых и восстановления критической инфраструктуры. Убеждены, что обеспечение должного уровня безопасности является залогом проведения заслуживающих доверия демократических выборов в стране. 

Удовлетворены тем, что в диалоге с переходным правительством наметился прогресс в решении вопроса о ротации контингентов МООНСМА. Власти страны безусловно должны быть в курсе такого рода перемещений миротворцев. Сожалеем, что ряд стран принял решение покинуть или приостановить свое участие в МООНСМА. Причины этого, а также другие вызовы, стоящие перед «голубыми касками», должны быть внимательно проанализированы в ходе стратегического обзора Миссии, результаты которого должны быть представлены к январюследующего года.

Россия приветствует достигнутые в июле договоренности между Мали и ЭКОВАС, которые позволили снять основную часть региональных санкций с этой страны. При этом вызывают глубокую обеспокоенность попытки превратить Сахель в поле для геополитического противостояния, совершенно чуждого для региона и идущего вразрез с национальными интересами его государств и народов. В частности, внутренние разногласия в «Сахельской пятерке», во многомспровоцированные извне, вынудили Мали покинуть это объединение, что привело к тому, что его дальнейшая деятельность находится под вопросом. Разжигаемые извне искусственные кризисы в отношениях государств Западной Африки являются свидетельством того, что западный неоколониализм пытается сохранить свое влияние над континентом и представляет для него вполне реальную угрозу. 

Резко негативная реакция западных стран на укрепление российско-малийского сотрудничества является очередным проявлением патерналистских подходов и двойных стандартов со стороны бывших метрополий. Ложь о якобы российских наемниках распространяют те, кто даже не годы, а многие десятилетия засылал своих «солдат удачи» на континент в целях свержения неугодных режимов, убийств политических деятелей и для установления контроля над его природными богатствами. Я уже не говорю о том, что эти страны несут непосредственную ответственность за дестабилизацию Сахеля, которая произошла в результате вторжения в Ливию в 2011 г. 

Мы слышали и, видимо, еще услышим попытки очернить нашу помощь Мали. В ход идут нечистоплотные инсинуации относительно нарушений в области прав человека. В этой связи мы поддерживаем приверженность Бамако по проведению всех необходимых расследований в этой сфере. Подчеркну, в отличие от некоторых западных коллег, Россия не пытается вмешиваться в политику Мали, не выдвигает условий предоставления ей помощи, которые могли бы нанести вред национальному суверенитету. Основа наших отношений – многолетнее равноправное двустороннее сотрудничество и понимание общей цели борьбы с мировым злом в лице терроризма. В этой связи не должно вызывать удивление, что никаких жалоб от африканских партнеров относительно параметров нашего взаимодействия мы не получаем. Призываем западные страны прекратить злоупотреблять площадкой Совета Безопасности ООН, с уважением относиться к малийцам, к их выбору и усилиям по урегулированию ситуации в их стране. 

В заключение хотели бы отметить, что в нынешней непростой ситуации полагаем необходимым эффективно помогать малийским властям, одновременно побуждая их к проведению сбалансированной и выверенной линии в вопросах урегулирования кризиса в стране. Призываем к этому всех наших коллег, с которыми мы готовы плотно сотрудничать в интересах скорейшей нормализации обстановки в Мали, достижения прочного мира и стабильности на всем пространстве Сахаро-Сахеля.

Благодарю Вас.