Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.В.Антоновой в Шестом комитете 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «О состоянии Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, касающихся жертв вооруженных конфликтов»

Г-н Председатель, 

Российская Федерация, будучи участником Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним, серьезно подходит к добросовестному соблюдению этих краеугольных документов международного гуманитарного права (МГП). 

Строгое выполнение сторонами вооруженных конфликтов данных международно-правовых норм служит важнейшей цели – сохранению жизней некомбатантов. 

Нормы МГП инкорпорированы непосредственно в российское внутригосударственное законодательство. Там же прописаны обязательства по их соблюдению и ответственность за совершение соответствующих нарушений. 

Меры уголовной ответственности за преступления по МГП содержатся, в частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ). За эти деяния предусмотрены особенно суровые санкции – как правило, речь идет о лишении свободы на срок до 20 лет. 

Российская правовая база постоянно совершенствуется для ее оптимальной адаптации к нормам МГП. Для изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации норм МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий Министром обороны Российской Федерации утверждено Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации. Его цель – обеспечить строгое соблюдение норм МГП при выполнении боевых задач. В документе зафиксировано обязательство военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации знать и неукоснительно соблюдать нормы МГП, заложена необходимость обеспечения гуманного обращения во время вооруженных конфликтов с лицами, которые перестали принимать в них участие вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине без дискриминации по причинам расы, цвета кожи, вероисповедания, происхождения, имущественного положения или других подобных критериев. Предусматривается, что в случаях, не предусмотренных международными договорами, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания. Содержится указание на запрещенные способы ведения боевых действий. Среди них: убийство и ранение гражданских лиц; убийство и ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен; террор в отношении гражданского населения; нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий; уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях. 

Высоко ценим роль Международного Комитета Красного Креста (МККК) и его значительный вклад в повышение знаний и толкования норм МГП, защиту лиц, пострадавших в результате боевых действий. Тесно сотрудничаем с Комитетом, намерены делать это и впредь. Обращаем внимание на важность сотрудничества сторон вооруженных конфликтов с МККК, чтобы он мог беспрепятственно и действенно выполнять свои гуманитарные задачи. 

Вместе с тем, ключевую роль в анализе и толковании норм МГП отводим государствам. Нормы МГП с учетом их особой значимости не должны становиться заложниками политизации. 

Благодарю Вас