Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по Совместным силам «Сахельской пятерки»

Г-н Председатель,

Благодарим помощника Генсекретаря ООН Марту Поби за брифинг о развитии ситуации в регионе. Признательны также представителям Совместных сил «Сахельской пятерки» и гражданского общества. 

Обстановка в Сахеле, к сожалению, не становится лучше. В этом мы с вами полностью солидарны. В регионе не стихает террористическая активность, сохраняются острые межэтнические и межобщинные конфликты, что самым негативным образом сказывается на ситуации в области безопасности. От рук боевиков гибнут десятки военнослужащих и сотни мирных граждан. Новый, очень тревожный элемент дестабилизации – рост напряженности в отношениях самих стран региона, вызванный, во многом, вмешательством извне. 

Членам Совета хорошо известно, что с момента появления соответствующей инициативы, исходящей, что очень важно, от стран региона, Россия последовательно выступала за формирование и развертывание Совместных сил «Сахельской пятерки». Ведь борьба с теругрозой не имеет ни границ, ни национальности и является общим для всех приоритетом. Мы выступали и за расширение содействия Совместных сил со стороны ООН, что пошло бы на пользу укреплению региональной солидарности.

С сожалением отмечаем, что из-за западного давления, прежде всего французского, «Сахельская пятерка» очутилась перед вызовами, далекими от наиболее насущных проблем борьбы с терроризмом. Мали под надуманными предлогами было отказано в председательстве в объединении. Планировавшийся в феврале саммит Совместных сил, на котором Бамако должен был их возглавить, так и не был организован. В этой связи решение малийских властей о выходе из «Сахельской пятерки», вызванное таким конфронтационным поведением соседей, выглядит вполне логично. 

Кроме того, не следует забывать, что в отношении Мали действуют жесткие западные экономические санкции и рестрикции ЭКОВАС. Продолжается сворачивание деятельности французского «Бархана» и «Такубы» на малийской территории. Все это происходит в условиях, когда стране чрезвычайно сложно справляться с решением острых проблем, главная из которых – угроза терроризма. Видимо, расчет делался на то, что малийская армия не справится с боевыми задачами, чего, как мы знаем, не произошло. С опорой на собственные силы и более эффективных партнеров достигнуты очевидные успехи, в результате которых разблокирован ряд поселений. Идет последовательное освобождение от бандформирований северных и восточных районов.

Вместо того чтобы вставлять «палки в колеса», в сложившейся ситуации следовало бы эффективно помогать малийским властям, одновременно побуждая их к проведению сбалансированной линии в вопросах урегулирования кризиса в стране, в т.ч. и в плане восстановления конституционного порядка. 

В этой связи призываем членов «Сахельской пятерки» проявить конструктивный подход и принять необходимые меры для обеспечения самостоятельной линии объединения без диктата извне. Рассчитываем, что на основе принципа «африканским проблемам – африканские решения» сахельские государства, включая Мали, смогут договориться о дальнейшей работе своих Совместных сил. Выражаем надежду, что текущие трудности не повлекут за собой снижение ваших усилий по борьбе с терроризмом. 

Россия продолжит конструктивное участие, в т.ч. в качестве постоянного члена СБ ООН, в коллективных усилиях по достижению мира и стабильности в Сахаро-Сахельской регионе, оказание поддержки африканским странам на двусторонней основе в повышении боеспособности вооруженных сил, подготовку военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, выделение помощи в гуманитарной сфере, включая образование и здравоохранение. В настоящее время в вузах Минобороны России обучаются военнослужащие Мали, Нигера, Буркина-Фасо и Чада, в образовательных организациях МВД России – сотрудники малийской полиции.

Г-н Председатель,

Хотела бы также отдельно подчеркнуть, что наше двустороннее военно-техническое сотрудничество с Мали и с другими африканскими странами ставит своей целью оказание содействия национальным властям в сложнейшей задаче борьбы с терроризмом, укрепления безопасности страны. Это необходимо, чтобы простые жители страны могли чувствовать себя в безопасности и заниматься развитием своих стран.

Здесь же, в Совете Безопасности ООН, западные страны в который раз оперируют утверждениями о неких наемниках. Но, хотела бы напомнить, что именно наемники из западных стран, в том числе из стран, сидящих за этим столом, с самого начала крушения колониализма являлись участниками многочисленных государственных переворотов на континенте, содействовали апартеиду, участвовали в разграблении природных ресурсов, в т.ч. в целях обеспечения интересов своего крупного бизнеса. Вот еще показательная статистика: список западных официальных военных интервенций в Африку, по самым скромным подсчетам, исчисляется несколькими десятками. А есть еще десятки непризнанных. 

Сейчас, к сожалению, неоколониализм используется для того, чтобы натравить одни страны сахельского региона на другие. В 21 веке такого быть не может. Африка способна сама определять свое будущее. Призываем соседей Мали еще раз задуматься о своей суверенной роли в решении проблем континента и роли тех, чья повестка в отношении Африки имеет известное «двойное дно». 

Благодарю Вас. 

 

Ответное слово

Спасибо за предоставленное слово. 

Что касается выступления представителя США. Я считаю, что дала развернутый ответ в своем основном заявлении. 

Я бы хотела прокомментировать выступление Постоянного представителя Великобритании, которая говорила о росте цен на продовольствие в Африке и о возможных негативных последствиях для продовольственной безопасности. Цены действительно растут и для этого есть много причин, которые возникли задолго до украинского кризиса. Но на данный момент особенно острой ситуацию делают санкции против России, введённые коллективным Западом, прежде всего под напором США. Западные страны делают все возможное для того чтобы заблокировать поставки зерна и удобрений из России, прервать логистические и финансовые цепочки, чтобы мы не могли поставлять продовольствие в те страны, где может начаться голод. 

Я считаю, что говорить о том, что мы препятствуем поставкам продовольствия – лицемерие непревзойдённого уровня. С Украины зерно вывозится миллионами тонн автотранспортом и через порты Румынии. Только вот куда идет это зерно и дойдет ли оно в результате до Африки, а также до других регионов, которые сталкиваются с его дефицитом? Это у меня вызывает большие сомнения. Поскольку мы видим, как, например, развивается ситуация с беженцами не из Украины или как снижается внимание международного западного сообщества к конфликтам в Африке и других регионах, а также гуманитарное содействие. Поскольку для Европы и Запада их проблемы стоят на первом месте. Мы надеемся, что все эти аргументы будут приняты во внимание. А страны, в том числе и африканские, не будут введены в заблуждение относительно помощи, которая им оказывается, как мы это слышали в выступлениях наших коллег, абсолютно бескорыстно. Уверяю вас, все это небесплатно и отнюдь не бескорыстно.