Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН на тему «Ядерное разоружение и нераспространение»

Г-жа Председатель,

Благодарим Генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша и Исполнительного секретаря Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ) Роберта Флойда за их доклады. Внимательно выслушали также директора программы Венского центра по разоружению и нераспространению Гаухар Мухатжанову.

Сегодняшнее заседание – хорошая возможность вспомнить о том, какие катастрофические последствия может иметь применение ядерного оружия. Понимаем чрезвычайную чувствительность этой темы для Японии – государства, которое стало жертвой применения США ядерного оружия. В результате атомной бомбардировки американскими ВВС в августе 1945 года были уничтожены японские города Хиросима и Нагасаки. Это единственный случай в истории человечества, когда ядерное оружие было использовано не для испытания, а в военно-политических целях, причем против мирного населения. Сожалеем, что сами японские представители, раскручивая пропагандистские фейки про некую «угрожающую ядерную риторику со стороны России», не находят в себе мужества прямо назвать страну, ответственную за гибель тысяч своих мирных граждан, – США. Именно поэтому принципиально важно сохранение исторической памяти об ужасающих последствиях этого безрассудного шага Вашингтона, сколько бы лет с тех пор ни прошло. Вашингтона, который так и не покаялся за него, и, насколько мы можем судить, никаких выводов не сделал. А тот факт, что те члены Совета Безопасности, кто упомянул сегодня про Хиросиму и Нагасаки, также постеснялись сказать про ответственность за это Вашингтона, лишь распаляет наших американских коллег и усиливает у них иллюзию о собственной непогрешимости и безнаказанности. Коллеги, подумайте сами на какую роль в решении ключевых международных проблем вы можете претендовать с подобной страусиной позицией, если даже в историческом контексте боитесь назвать очевидные и бесспорные вещи своими именами. 

Особую важность это приобретает в нынешней удручающей ситуации в области международной безопасности и стратегической стабильности. Она стала результатом последовательной многолетней политики США и их союзников, нацеленной на подрыв международной архитектуры контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ. Добиваясь максимальной «свободы рук», Вашингтон либо последовательно выходил из основополагающих договоренностей в этой сфере, таких как Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ДПРО), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), Договор по открытому небу (ДОН), либо делал выполнение профильных договоренностей невозможным, как это было в случае с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и двусторонним договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ).

К настоящему моменту Запад окончательно сбросил маски и не скрывает своих устремлений по нанесению нашей стране «стратегического поражения». Оголтелая русофобская линия США и их союзников создает риски эскалации, грозящие обернуться прямой военной конфронтацией ядерных держав.

Мы сегодня услышали от западных коллег целый ряд абсурдных инсинуаций и обвинений, в том числе в контексте украинского сюжета, который никакого отношения к реальности не имеет. Руководство нашей страны неоднократно подчеркивало их полную несостоятельность. Условия использования ядерного оружия четко прописаны в нашей ядерной доктрине, мы ее неукоснительно придерживаемся. Сожалеем, что ни слова осуждения не прозвучало сегодня в адрес тех, кто действительно разжигает ядерную риторику. Например, Министра обороны США Ллойда Остина, заявлявшего об использовании «полного набора военных средств, включая ядерного оружия» в рамках расширенного сдерживания на Корейском полуострове, или Премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, грозившего, что «Иран должен столкнуться с реальной ядерной угрозой». Помним также, с какой легкостью были готовы нажать на ядерную кнопку в Лондоне. Видим и нарастание безответственной риторики в Париже, рискующей ввергнуть мир в пучину ядерной войны. К сожалению, подавляющее большинство инициатив наших западных коллег, упакованных в красивую обертку, на поверку оказываются пустышками, в лучшем случае являются не более чем самопиаром с их стороны. Так, упомянутый США проект резолюции Совета Безопасности «о неразмещении ядерного оружия в космосе», представленный в конце прошлой недели, по нашей предварительной оценке носит весьма политизированный и оторванный от реальности характер. В этом нет ничего удивительного, ведь содержащиеся в нем формулировки никак не прорабатывались на экспертном уровне и не обсуждались на профильных международных площадках, включая Конференцию по разоружению и Комитет ООН по космосу. Из этого складывается устойчивое впечатление, что это не более чем очередной пропагандистский ход Вашингтона. 

Г-жа Председатель,

Конечно, мы все хотели бы в один день проснуться в мире, в котором нет конфликтов и отсутствуют стратегические риски. Неизменно разделяем благородную цель построения мира, свободного от ядерного оружия. Но пока она видится весьма отдаленной перспективой. Обладание ядерным оружием на данном этапе является важным фактором поддержания стратегического баланса. Необходимо понимать, что разрушение этого баланса погрузит мир в хаос бесконечных войн и попыток силой установить гегемонию. 

Реальный прогресс на пути ядерного разоружения можно обеспечить только на основе выверенных поэтапных мер, не противоречащих принципу ненанесения ущерба чьей-либо безопасности и усилиям по поддержанию стратегического баланса. Необходимо придерживаться комплексного подхода и действовать в соответствии с буквой и духом Статьи VI ДНЯО, не пытаясь «вычленить» отдельные элементы из целостного контекста всеобщего и полного разоружения. При этом ответственность за «оздоровление» международной обстановки и, как следствие, реализацию «разоруженческих» положений Договора несут как ядерные, так и неядерные государства.

Короткого пути к «ядерному нулю» не существует. Этой цели не добиться ни сиюминутным объявлением ядерного оружия «вне закона», ни попытками установить сроки избавления от него. Как можно спрогнозировать, когда человечество будет готово навсегда отказаться от военных методов разрешения противоречий? Ответа на этот вопрос никто не знает. Поэтому идея немедленного безусловного отказа от ядерных вооружений, заложенная в Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), контрпродуктивна, ошибочна и в нынешних условиях по сути является ни чем иным, как популизмом. Такой подход, не учитывающий реалии стратегической стабильности и интересы безопасности ядерных стран, ведет к нарастанию противоречий между государствами и подрывает авторитет ДНЯО. 

Важно учитывать и то, что для обсуждения вопросов ядерного разоружения и нераспространения существуют профильные экспертные площадки – обзорный процесс ДНЯО, Первый комитет ГА ООН, Конференция по разоружению, Комиссия ООН по разоружению. Не видим убедительных оснований для обсуждения темы ядерного разоружения еще и на площадке СБ ООН. Он рассматривает нераспространенческую тематику в привязке к конкретным страновым сюжетам, а также, через свой профильный комитет 1540, вопросы недопущения попадания оружия массового уничтожения (ОМУ) в руки негосударственных субъектов. 

Нас крайне тревожит, что на фоне слома сложившейся системы соглашений в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения серьезным испытаниям на прочность подвергается режим Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) – одного из основополагающих элементов международной безопасности. Более чем полувековая история ДНЯО подтверждает его востребованность для всех государств-участников – как обладающих ядерным оружием, так и тех, кто им не обладает. Не стоит забывать, что уникальным свойством ДНЯО, позволившим в свое время выйти на его подписание и обеспечить его почти универсальный характер, стал заложенный в его основу четко выверенный баланс трех фундаментальных составляющих – ядерного нераспространения, ядерного разоружения и мирного использования атомной энергии. 

Как показали итоги 10-й Обзорной конференции ДНЯО, прошедшей в 2022 году, а также первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции договора, запланированной на 2026 год, расхождения по вопросам ядерного разоружения продолжают усугубляться. А некоторые западные государства еще и «подливают масла в огонь», политизируя дискуссии для продвижения своей конъюнктурной повестки. Хочу напомнить, что именно так был «похоронен» проект итогового документа Обзорной конференции 2022 года, когда в него целенаправленно вносились провокационные и заведомо неприемлемые антироссийские пассажи, не имеющие ничего общего с задачей нераспространения ядерного оружия. 

Г-жа Председатель,

Российская Федерация твердо привержена постулату о том, что в ядерной войне не может быть победителей и она не должна быть развязана. Именно поэтому необходимо предотвращать вооруженные конфликты между государствами, обладающими ядерным оружием. В этом смысле рассчитываем, что западные коллеги откажутся от своего крайне опасного и деструктивного курса. 

Мы открыты в рамках нового обзорного цикла ДНЯО к конструктивному диалогу со всеми странами, заинтересованными в выходе на консенсусные понимания о путях создания предпосылок для дальнейшего ядерного разоружения на основе укрепления международной безопасности и учета интересов всех сторон.

Г-жа Председатель,

Что касается вопросов стратегического диалога между Россией и США с прицелом на новые договоренности по контролю над ракетно-ядерными вооружениями, то, они не могут быть обособлены от общего военно-политического контекста. Основы для такой работы в условиях попыток западных стран нанести России «стратегическое поражение» и их отказа уважать наши жизненно важные интересы, мы не видим. Любое взаимодействие в этой сфере будет возможно только в случае кардинального пересмотра США и НАТО их крайне враждебного антироссийского курса и их готовности вступить в комплексный диалог с учетом всех значимых факторов стратегической стабильности с акцентом на устранение первопричин наших фундаментальных противоречий в области безопасности. Мы будем ориентироваться не на красивые слова и пустые призывы, а на дела, которые пока убедительно указывают на незаинтересованность США и их союзников к сколько-нибудь серьезному разговору, в котором, как мы сегодня могли убедиться, заинтересован как раз весь мир. Истерики и угрозы из Вашингтона, Лондона и Брюсселя нас нисколько не впечатляют и общей картины не меняют. Чем раньше наши оппоненты это осознают и перестанут валить «с больной головы на здоровую», тем больше шансов на то, что упомянутые Генеральным секретарем ООН часы Судного дня хотя бы замедлят свой ход, а в идеале – начнут обратный отсчет. 

Благодарю Вас.

Видео выступления