Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по теме «Реализуя принципы многосторонности: реформирование и улучшение глобального управления»

Г-н Председатель,

Приветствуем личное участие Министра иностранных дел КНР в сегодняшних открытых дебатах. Приветствуем участие других министров и высокопоставленных представителей.

Считаем предложенную китайским председательством тему крайне актуальной. Она дает хорошую возможность обсудить через геополитическую призму первопричины нынешнего глубокого кризиса современного международного миропорядка. Видим в сегодняшнем заседании своего рода продолжение дискуссии, состоявшейся в июле 2024 года, когда Совет под российским председательством рассматривал вопрос о многостороннем сотрудничестве в построении более справедливого, демократического и устойчивого миропорядка.

80 лет назад, 4 февраля 1945 года, открылась Ялтинская конференция. В ходе этой эпохальной встречи были определены контуры послевоенного мироустройства, центром которого была определена ООН. В международно-правовой плоскости Устав всемирной Организации впервые поставил знак равенства между всеми государствами, избавив мир от легитимизации притязаний отдельных стран на доминирующее положение. Результатом этого прорывного решения стал процесс деколонизации, подаривший свободу многочисленным порабощенным народам. Кроме того, при всех своих сильных и слабых сторонах, о которых до сих пор спорят политики и ученые, ООН в целом справлялась со своей главной задачей – предотвращением новой глобальной войны. 

Однако сегодня мир как никогда близко подошел к опасной черте и балансирует на грани прямого вооруженного столкновения ядерных держав. Запад, действуя в русле «порядка, основанного на правилах», согласовывает в обход ООН решения по важным для большинства стран темам, а затем выдает их за универсальные рецепты и навязывает остальным. Тем самым происходит сознательный подрыв авторитета всемирной Организации и верховенства международного права в регулировании международных отношений. 

Самое широкое применение получила практика односторонних ограничительных мер, которые применяются всякий раз, когда сторонники силовых методов в мировой политике не могут протащить желаемое решение через Совет Безопасности. Примером тому является ситуация с Ираном: после истечения ряда ограничений в рамках резолюции 2231 в октябре 2024 г. европейские страны не предприняли практических шагов по отмене рестрикций против ИРИ, продлив их бессрочно на национальном уровне.

Хотим напомнить, что единственным органом, уполномоченным на введение санкций, является Совет Безопасности, любые другие меры носят незаконный характер. Но санкции самого Совета не являются «высеченными на камне». Как и в отношении любого другого инструмента поддержания международного мира и безопасности, Совет должен активно работать над их актуализацией, адаптацией к новым реалиям, обеспечивать их эффективное выполнение. В этом смысле очевидно, что действующие рестрикции в отношении КНДР не содействуют нормализации ситуации на Корейском полуострове и давно подлежат серьезному пересмотру.

Неподчинение Уставу ООН и безответственное отношение к решениям Совета Безопасности по самым острым международным вопросам стало «визитной карточкой» Запада. Из плохо скрываемых откровений многих западных политиков и дипломатов следует, что для их столиц резолюции Совета ничего не стоят: они с завидной регулярностью не выполняются или попросту считаются необязательными.

За такими действиями стоит навязчивое желание сохранить неоколониальную систему эксплуатации, позволяющую его правящим элитам и финансово-промышленному капиталу паразитировать на разграблении развивающихся стран. Россия прикладывает усилия по продвижению антиколониальной и антинеоколониальной повесток в ООН, включая принятие тематической резолюции Генассамблеи в декабре 2024 г.

В контексте усилий по урегулированию украинского кризиса становится понятно, кто искренне выступает за более справедливый, свободный и равноправный мир, а кто живет прошлым, старается любой ценой воплотить в жизнь свои геополитические установки. Любое государство, претендующее на роль посредника и выступающее с мирными инициативами, должно прежде всего ясно понимать, с чего начался этот конфликт. Его первопричина – в игнорировании законных интересов России в области безопасности, стремлении нанести ей стратегическое поражение, а также в несоблюдении пришедшим к власти в результате антиконституционного госпереворота Киевским режимом прав всего населения Украины и обязательств любого нормального правительства перед всеми своими гражданами. 

Параллельно с достижением целей СВО Россия выступает за создание системы неделимой и равной безопасности в Евразии, в рамках которой все государства будут уверены в собственной безопасности и не будут пытаться обеспечить ее в ущерб интересам других. Выдвинутая Президентом России инициатива по данному вопросу созвучна идеям и предложениям многих стран, расположенных на нашем общем континенте. 

Не вызывает сомнений, что комплексный подход к многосторонности зиждется на целях и принципах Устава ООН. Одновременно по мере формирования многостороннего мироустройства со сдвигом центров силы в сторону Глобального Юга растет потребность в адаптации институтов глобального управления к современным реалиям и, в первую очередь, в реформе ООН и ее Совета Безопасности. Выступаем в пользу увеличения представленности в СБ государств Африки, Азии и Латинской Америки. Безосновательное доминирование в Совете стран Запада как наследников колониальных метрополий должно уйти в прошлое. 

Тектонические сдвиги наблюдаются и в мировой экономике. Доля стран БРИКС в глобальном ВВП (более 37%) опередила долю стран «Группы семи» (менее 30%). Реформа глобальной финансовой архитектуры должна отражать эти процессы. Особое значение имеет скорейшее реформирование Бреттон-Вудских институтов и ВТО, работа которых должна выстраиваться с учетом реального веса незападных центров экономического роста. 

А что же мы видим в этой сфере? Лишь попытки стран ОЭСР не допустить значимых реформ и уцепиться за существующую систему, которая позволяет использовать финансовые инструменты как оружие массового поражения, что усиливает фрагментацию мировой экономики. Продолжается колониальная практика навязывания идеологических установок и политических решений, социально-экономических моделей, нацеленных на ограбление суверенных государств. По имеющимся оценкам, развитые страны выкачали из стран Глобального Юга со времен принятия Декларации о Деколонизации 1960 года ресурсов на общую сумму в 62 триллиона долларов. Развязана беспрецедентная кампания односторонних принудительных мер, от которых страдают страны в Африке, Азии и Латинской Америке. Серьезный удар по глобальной финансовой системе наносит и прямое воровство странами Запада суверенных активов и валютных резервов. Вместе с этим в ход идут и ограничения на доступ к технологиям, что прямо противоречит подлинной многосторонности, усугубляет неравенство и закладывает мину замедленного действия, подрывая перспективы достижения целей устойчивого развития.

Растущее недоверие к финансовой системе, основанной на западных резервных валютах, и намечающийся отток средств из ценных бумаг и долговых обязательств западных государств и крупных банков подталкивают процессы активизации региональных связей, формирование эффективных и безопасных многосторонних внешнеэкономических механизмов, альтернативных тем, которые контролирует и использует в своих корыстных интересах Запад. Это, в том числе предполагает расширение расчетов в национальных валютах, создание независимых платежных систем и выстраивание производственно-сбытовых цепочек в обход каналов, заблокированных или скомпрометированных в результате политически мотивированных ограничений. 

Межрегиональные и региональные организации и их партнерства, по нашему мнению, имеют потенциал стать стержневыми регулирующими институтами многополярного миропорядка. Такой подход закреплен в предложенной Президентом В.В.Путиным концепции большого евразийского партнерства – экономического фундамента нашей инициативы единой неделимой безопасности в Евразии. Несомненно, важная роль на этом направлении принадлежит БРИКС, ШОС, а также СНГ, ЕАЭС, АСЕАН и другим объединениям. 

Прекрасным примером международного регионального взаимодействия является деятельность БАПОР, которая уже многие десятилетия оказывает поддержку палестинцам в сферах гуманитарного содействия, образования, здравоохранения и социальных услуг на ОПТ. По сути, делает все то, чем обязаны заниматься оккупирующие власти З.Иерусалима, ведущие беспрецедентную травлю БАПОР.

Бесперебойная и устойчивая работа Агентства – залог выживания для миллионов жителей сектора Газа и ЗБРИ. Сегодня БАПОР для газавитян – единственная оставшаяся в жизни опора, альтернативы которой не было и нет. Наш долг – защитить мандат Агентства в интересах продолжения его уникальной работы по оказанию помощи палестинцам как на ОПТ, так и в соседних арабских странах. 

В этой связи поддерживаем призыв Генерального секретаря ООН и Генерального комиссара БАПОР к Израилю соблюдать свои международно-правовые обязательства и отменить законы Кнессета о запрете деятельности Агентства. 

Очевидно, что важным стимулирующим фактором укрепления многосторонности становятся множащиеся глобальные вызовы перед человечеством – от кризисов в сфере здравоохранения до проникновения в нашу жизнь бесконтрольных цифровых технологий, от изменения климата до так называемого «демографического перехода», а по сути, как считают некоторые эксперты – демографического суицида для все большего количества наций. ООН призвана играть центральную координирующую роль в выработке адекватных решений с привлечением всех заинтересованных сторон, а деполитизированное международное научное сотрудничество – предоставить убедительную и долгосрочную базу для принятия такого рода решений. Непосредственно в деле достижения целей устойчивого развития серьезные надежды возлагаются на предстоящую Четвертую международную конференцию по финансированию развития в Испании в июле с.г.

Среди других приоритетных вопросов отмечаем проблематику цифрового разрыва. Выступаем за налаживание межгосударственного диалога и наращивание активности профильных международных организаций с целью сокращения цифрового неравенства, содействия развивающимся странам в развитии национального законодательства и высокотехнологичной инфраструктуры в области цифровой экономики.

Дискуссии на все обозначенные нами темы должны выстраиваться без скатывания в бесплодную полемику, иначе ощутимых результатов достичь не удастся. Необходимо восстановить профессиональную дипломатию, культуру диалога, умение слушать и слышать, сохранять каналы кризисной коммуникации. Точка опоры есть – это Устав нашей Организации. Если все без исключения будут следовать его духу и букве, а не трактовать его выборочно в угоду своим геополитическим интересам, Объединенным Нациям по силам преодолеть текущие разногласия и прийти к общему знаменателю по большинству вопросов. 

Благодарю за внимание.

Видео выступления