Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ по взаимодействию ООН с региональными организациями (ООН-ЕС)

Г-жа Председатель,

Совет ежегодно обсуждает вопросы взаимодействия ООН с ЕС. Мы всегда это приветствовали, отдавая должное усилиям ЕС как важного регионального игрока. Но с каждым годом у нас копились серьезные вопросы к глобальной линии Брюсселя, который все дальше и дальше отступал от идеалов, заложенных в послевоенный европроект его отцами-основателями.

К сожалению, сейчас эти тенденции только усугубились. Что же касается отношений ЕС и России, то если раньше мы говорили о том, что они находятся на низшей точке, то теперь стараниями Брюсселя это «дно» пробито.

Все это вызывает у нас большое искреннее сожаление. Это не наш выбор, мы просто делаем очевидные выводы из ваших действий.

В основе европроекта изначально лежали благие и привлекательные идеи – мирное сопряжение экономических и гуманитарных потенциалов участвующих государств, преимущества общего рынка, свобода перемещения товаров, людей, капитала и знаний, формирование общеевропейской идентичности на основе общих ценностей. Все это создавало картинку идеального общеевропейского будущего.

Вполне естественно, что к этой картинке тянулись многие. Не была исключением и Россия. В 1994 г. мы подписали с ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. К его реализации мы приступали, что называется, с чистым сердцем, вкладывая в понятие партнерства прямой смысл – равноправное и взаимовыгодное сотрудничество, которое бы учитывало интересы обеих сторон. В 1999 г. председатель Еврокомиссии Романо Проди подписался под Хартией европейской безопасности, закрепившей принцип неделимой безопасности и обязательство не укреплять свою безопасность за счет других. В 2005 году были приняты «Дорожные карты» по четырем общим пространствам, в которых было зафиксировано, что сотрудничество между Россией и ЕС должно внести вклад в формирование большой Европы без разделительных линий, способствовать укреплению международного мира и стабильности и создать благоприятные условия для обеспечения безопасности и процветания России и ЕС.

Были надежды, что это навсегда положит конец геополитической конкуренции на европейском пространстве и позволит нам совместно строить безопасное и экономически процветающее сообщество.

Но, к сожалению, довольно быстро стало понятно, что идеи отцов-основателей ЕС ушли в прошлое и у Брюсселя, не без подсказки из-за океана, сформировались иные цели. Сотрудничество с Россией ЕС начал видеть однобоко, сводя его лишь к интересующим его сферам, и при этом взяв курс на стратегическое «выдавливание» России из Европы. Несмотря на наши предостережения, Евросоюз пошел по пагубному пути НАТО и принялся геополитически осваивать пространство вокруг себя, разрушая баланс сил, противопоставляя Восток и Запад и взяв курс на превращение вместо экономического в военно-политический блок. Былая логика членства в ЕС, предполагавшая необходимость экономической и политической «зрелости», была отброшена. Из геополитических соображений в состав Евросоюза были авансом приняты страны, объективно не соответствовавшие «копенгагенским критериям». Они принесли с собой в ЕС антироссийскую повестку дня и по инструкциям из Вашингтона активно ее продвигают, зачастую в ущерб коллективным интересам членов ЕС. Яркий пример – недавние призывы польского руководства построить систему обороны, безопасности и мира в Европе, которая была бы направлена против России. Знаем, что в Евросоюзе есть здравые голоса, которые понимают значение и потенциал отношений с Россией, однако сегодня они почти не слышны.

Продвинувшись в середине 2000-х на восток, ЕС, вопреки своим прошлым обещаниям, поставил перед новыми соседями выбор – с нами или против нас. Эта логика легла в основу его политики Восточного партнерства, которая в 2009 г. году пришла на смену политике соседства. Это была уже целиком евроцентричная модель, призванная не выстраивать равноправное сотрудничество, а целиком форматировать политические системы участников по шаблону ЕС. Россия такой формат, естественно, принять не могла.

Одним из продуктов этой ущербной политики стал проект Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, который сыграл роль мины, взорвавшей безопасность и баланс сил на европейском континенте. Это Соглашение, вопреки согласованным нами дорожным картам, фактически требовало от Украины разорвать связи с Россией и по сути стать сырьевым придатком Европы. Когда же легитимное руководство Украины вчиталось в предложенные ему условия и попросило тайм-аут, чтобы оценить, насколько они соответствует национальным интересам страны, ЕС вместе с США устроили антиконституционный переворот, который положил начало кровопролитной гражданской войне на Украине, длившейся без малого 8 лет. Все эти годы ЕС, вопреки декларируемым им ценностям, закрывал глаза на преступные действия киевского режима на Донбассе и нарушение им Минских договоренностей, поощрял национализм и откровенный нацизм на Украине. Не будь этого, не было бы сегодня глубокого кризиса европейской безопасности, ключи к которому нам еще только предстоит найти.

В текущей ситуации с Украиной нынешний милитаризованный, агрессивный, русофобски заряженный ЕС проявил себя во всей красе. Степень деградации этого некогда мирного экономического объединения, созданного для предотвращения новой войны в Европе, отражает то, что глава евродипломатии – наш сегодняшний докладчик г-н Ж.Боррель – поставил на этой самой дипломатии крест и призвал «выиграть войну на поле боя». Ну что ж, мы следуем Вашему совету. Тем более, что Киев, вдохновляемый своими западными покровителями, отказывается вести какие-либо переговоры.

И это были не просто слова: Брюссель через «Европейский фонд мира», что само по себе звучит кощунственно, уже поставил летальных вооружений ВС и укронационалистам на сумму 2 млрд евро, не считая военных поставок по линии отдельных стран-членов ЕС. Продолжает накачку Украины продукцией военного назначения, проигнорировав все свои собственные правила по экспортному контролю, зафиксированные в «Общей позиции» Совета ЕС «Об определении общих правил контроля за экспортом военных технологий и оборудования». 

Дошло до того, что европейское оружие сегодня убивает на Украине мирных граждан. В ходе недавней бомбардировки Донецка, унесшей жизни 6 человек, включая ребенка, использованы кассетные боеприпасы с маркировкой ряда европейских стран, при том что те ранее задекларировали их полное уничтожение. С начала военного конфликта на Донбассе в 2014 году погибли тысячи мирных граждан, включая более 150 детей. Благодаря «помощи» европейских и, как они утверждают, цивилизованных стран, к этой жуткой статистике теперь каждую неделю прибавляется 15-20 человек.

ЕС с готовностью встал под атлантические русофобские знамена и вновь, не задумываясь, попрал все свои же ценностные и политические установки. Евросоюз стремится лишить страны-нечлены суверенного права на осуществление самостоятельной внешней политики, требуя присоединиться к антироссийским санкциям и прямо шантажируя их европерспективой.

На глобальной арене современный ЕС ведет себя тоже крайне агрессивно и неприглядно. Объявляет зонами своих исключительных интересов целые регионы и даже континенты. Пытается с помощью финансового-экономического шантажа развивающихся стран влиять на их внешнеполитический выбор. Вводит в обход СБ ООН нелегитимные односторонние санкции и угрозами заставляет зависимые от есовского рынка государства к ним присоединяться. Допущенные макроэкономические ошибки, непродуманная энергетическая и финансовая политика западных стран, включая резкий рост антикризисных финансовых влияний, разогнавший инфляцию, скачкообразный переход к «зеленой энергетике» вместо плавного энергоперехода, спекуляции на западных фьючерсных рынках вместе с санкционной политикой коллективного Запада спровоцировали нынешний продовольственный и энергетический кризис. А теперь пытается в этом обвинить и Россию. Предъявляет ей голословные претензии по поводу уничтожения элеваторов, блокировки экспорта зерна, лицемерно утверждая, что никаких препятствий для этого нет. При этом умалчивая о тех запретительных мерах в отношении страхования, финансирования и перевозок, которые вели США и Евросоюз, а также закрывая глаза на то, что Киев заминировал акваторию в Черном море. 

ЕС, вслед за американским старшим братом, высокомерно делит государства на демократии и недемократии, подчас скатываясь до откровенно колониальной лексики, называя страны Африки задним, а Балканы – внутренним двором ЕС. На противостояние России и ее единомышленникам перенацеливаются и миссии ЕС на Балканах и в Африке. Все это делается во имя насаждаемой Западом во главе с США концепции «миропорядка, основанного на правилах».

Вызывает сожаление, что европроект, который в прошлом воспринимался как более высокая ступень эволюции межгосударственных и общественных отношений, как высокий идеал, сам себе нанес сокрушительный удар и утратил свою историческую идею. ЕС так и не выработал собственной позитивной идеологии, не стал самостоятельным мировым полюсом, альтернативным проектом устройства, и сейчас по сути определяет себя исключительно через примитивную русофобию. Подобная деградация происходила на наших глазах и еще не закончилась.

Европа, которая некогда декларировала собственное видение миропорядка и претендовала на собственную роль в концерте мировых держав, превратилась в послушный придаток США и НАТО. Гражданам стран-членов ЕС пытаются внушить, что это делает ее сильнее. Напротив, такая политика превращает ее, как во времена холодной войны, в потенциальный плацдарм для противостояния между двумя сверхдержавами. Что это дает самой Европе, ее гражданам? Разве это укрепляет их безопасность? 

За последние годы Россия привыкла рассчитывать на свои силы. Будучи как европейской, так и азиатской державой, мы будем развивать отношения с теми странами и объединениями, которые обладают самостоятельностью и не боятся отстаивать свои интересы. ЕС, увы, к ним уже не относится. Однако будущее ЕС нам небезразлично. То, что курс нынешнего руководства ЕС, недальновиден и опасен, неоднократно признавали авторитетные политические деятели ЕС, в том числе бывшие председатели Еврокомиссии. Видим, что нынешняя Европа в угоду атлантической солидарности рвет связи с Россией, добровольно выстреливая себе в ногу. Надеемся, что этот процесс не примет необратимый и неконтролируемый характер. Вы, г-н Ж.Боррель, сами верно сказали в одном из последних интервью, что Россия и ЕС все равно останутся соседями на общем европейском континенте. Мы не хотим нарастания проблем у наших соседей, а если ЕС продолжит развиваться так, как сейчас, всё больше превращаясь в инструмент политики США, эти проблемы могут затронуть не только его жителей, но и российских граждан. В таком сценарии мы, разумеется, не заинтересованы. Надеемся, что рано или поздно антироссийский «угар» спадет, и за это время европейский проект полностью не распадется в угоду интересам наших американских и британских коллег, как бы они ни утверждали обратное.

Г-жа Председатель, 

С учетом очевидной враждебности ЕС в его нынешнем виде по отношению к России, его несамостоятельности и подчиненности США и НАТО, нам ничего не остается, кроме как пересмотреть базовые подходы к развитию отношений с этим объединением. Мы теперь вынуждены как минимум настороженно подходить ко всем проектам, включающим ЕС, в том числе на площадке ООН. Это же относится и к планам расширения ЕС: подключение к этому недружественному для нас союзу новых государств, включая Украину, в новых условиях более не отвечает российским интересам.

Не можем также не отметить, что за последние несколько лет ЕС фактически выродился в геополитическую тень НАТО, утратив не только собственное видение развития мировых процессов, но и всякую способность отстаивать свое место под солнцем, защищать свои экономические, цивилизационные и культурные интересы. Совсем не таким видели его отцы-основатели, совсем не с этим образованием мы обсуждали планы о стратегическом партнерстве.

Г-жа Председатель,

Когда-то давно, когда лидеры послевоенной Германии еще не позволяли называть себя «обиженной ливерной колбасой», Конрад Адэнауэр произнес следующие пророческие строки: «Если мы не будем действовать, события, на которые, мы, европейцы, не сможем повлиять, поглотят нас. Я считаю, что мы, европейцы, испытываем чрезмерное чувство беззаботности. Политическое и экономическое лидерство Европы в мире, на которое никто не посягал в начале века, уже давно перестало существовать. Сохранится ли доминирующее культурное влияние Европы? Думаю, нет, если только мы не будем защищать его и подстраиваться под новые условия. История показывает, что цивилизации имеют свойство исчезать». Жаль, что последующие поколения лидеров ЕС не восприняли это предупреждение всерьез.

Благодарю Вас.