Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.Н.Третьякова на заседании СБ ООН по Ливии

Г-жа Председатель, 

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря по Ливии и главе Миссии ООН по поддержке в этой стране (МООНПЛ) г-ну Абдулайе Батили, а также Постоянному представителю Японии г-ну Касуюки Ямазаки за их выступления. 

Вынуждены констатировать, что на фоне сохраняющегося двоевластия в Ливии перспективы достижения устойчивого урегулирования пока не просматриваются. Продолжающаяся внутриполитическая стагнация, в свою очередь, приводит к деградации сферы безопасности, общей эрозии порядка и растущему общественному недовольству. 

Эти негативные тенденции диктуют насущную необходимость удвоения усилий в поиске «развязок» на основе известных принципов: ведомый и возглавляемый самими ливийцами процесс под эгидой ООН без навязывания искусственных рамок и «рецептов» извне с участием представителей всех политических и родоплеменных объединений страны, включая представителей бывшей власти. Принципиально важно сфокусировать усилия на оказании им поддержки в этом деле, но не принимать за них решения.

Безусловно, важная задача всех заинтересованных международных и региональных игроков на нынешнем этапе – поддержка работы МООНПЛ – основного инструмента всемирной Организации в этой стране – по организации внутриливийского инклюзивного диалога, результатом которого в конечном итоге должно стать формирование объединенного правительства, способного обеспечить проведение президентских и парламентских выборов на всей территории страны и создание необходимых для этого условий безопасности. В принципиальном плане вновь подтверждаем поддержку соответствующим усилиям г-на Батили. Полагаем, что одновременное проведение парламентского и президентского голосования было бы предпочтительно с точки зрения сохранения стабильной обстановки в бывшей Джамахирии. 

Г-жа Председатель,

Вместе с тем, как представляется, полностью сбрасывать со счетов инициативы региональных организаций и отдельных стран было бы неразумно – ведь в конечном итоге они служат той же цели. Подчеркиваем важность сохранения наработок Совместного комитета «6 плюс 6» по разработке электорального законодательства. Приветствуем в этой связи готовность Египта содействовать ливийским парламентариям в нахождении компромисса. Искренне надеемся, что в скором времени Палата представителей и Высший госсовет договорятся о едином прочтении итогов встречи в марокканской Бузнике. 

Также высоко ценим работу по организации общеливийской конференции по национальному примирению под эгидой Афросоюза. Она будет способствовать преодолению недоверия между самым широким спектром ливийских политсил и, вполне возможно, поможет быстрее достичь консенсуса по многим проблемным вопросам, в том числе относящимся к подготовке и проведению президентских и парламентских выборов. С нетерпением ждем это мероприятие. 

Г-жа Председатель,

Несмотря на то, что нарушений режима прекращения огня в Ливии не фиксируется, ситуация далека от идеальной. Положение с безопасностью весьма хрупкое, о чем свидетельствуют недавние боестолкновения в Триполи и других городах, а также на ливийско-тунисской границе. Тревогу вызывает и укрепление в стране ячеек международных и региональных террористических структур. 

Отмечаем сохраняющуюся необходимость по активизации усилий по созданию необходимых условий для интеграции разрозненных военных компонентов страны в единую ливийскую армию. Достижение этой цели требует значительных сил и политической воли. Другим важным направлением является эвентуальная ликвидация иностранного военного присутствия на территории Ливии. Выступаем за синхронизированный, сбалансированный, постепенный и поэтапный вывод всех неливийских вооруженных групп и воинских подразделений.

Кроме того, нас беспокоят сообщения о продолжающихся нарушениях оружейного эмбарго в отношении Ливии. В этой связи подчеркиваем важность функционирования специального инспекционного режима в открытом море у берегов этой страны, введенного в соответствии с резолюцией СБ 2292. К сожалению, не можем сказать того же про работу военно-морской операции ЕС «Ирини», к действиям которой у нас уже не первый год копятся серьезные вопросы, начиная от ее географического охвата, функционала и подотчетности, и заканчивая соответствия ее действий мандату резолюции СБ 2292. В начале июня планируется очередное продление упомянутого инспекционного режима. При работе над соответствующей резолюцией будем исходить из нашего видения действий «Ирини» в области содействия выполнению оружейного эмбарго.

Г-жа Председатель,

Мы не можем оставить без внимания инсинуации американского коллеги касательно т.н. «российского присутствия» на территории Ливии. Хотелось бы расставить все по своим местам.

Россия всегда предпринимала активные шаги по нормализации ситуации как в рамках многосторонних форматов под эгидой ООН, так и на двусторонней основе. Мы выступили против натовской авантюры 2011 года в Ливии и никак не причастны к развалу этой страны. Поддерживали и поддерживаем конструктивные контакты со всеми ливийскими сторонами, подталкиваем их к диалогу и поиску компромиссов. В вопросе ликвидации иностранного военного присутствия на территории Ливии мы, повторюсь, выступаем за синхронизированный, сбалансированный и поэтапный вывод.

Убеждены, что дестабилизирующие ситуацию в стране поставки оружия и наемников должны быть прекращены. Эта практика продолжается в Ливии с начала конфликта в 2011 году, когда в результате незаконной агрессии НАТО была разрушена ливийская государственность. Сейчас, как видим, она приобрела новый поворот – Вашингтон сам наращивает военное присутствие в бывшей Джамахирии, при этом цинично «переводя стрелки» на нас. 

В открытых источниках широко распространяется информация о расширяющейся активности американской частной военной компанией «Amentum» (бывшая «DynCorp») на ливийской земле. В частности, сообщается о проводимой ее специалистами подготовке некоторых формирований запада Ливии. А эта структура, на секундочку, является одним из подрядчиков Министерства обороны США.

Само по себе профессиональное обучение ливийских военных – дело благое. Только вот единые ливийские вооруженные силы пока не сформированы. В этих условиях тренинг одной из ливийских сторон вооруженных группировок в отсутствие должного государственного контроля вызывает вопросы с точки зрения задач по объединению страны и воссозданию ее аппарата безопасности.

Хотелось бы попросить уважаемого представителя США ответить на такой вопрос: какой конкретно деятельностью занимается на ливийской земле данная структура, на каком основании там находится, и как ее работа стыкуется с действующим в отношении Ливии территориальным оружейным эмбарго? 

Кроме того, можно предположить, что расквартированные в окрестностях Триполи американские сотрудники вооружены. Ввоз в Ливию летального оружия, даже для нужд правительства, требует разрешения санкционного комитета СБ 1970, однако соответствующие запросы туда не поступали.

Благодарю за внимание.

Видео выступления