Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на неофициальном заседании ГА ООН по вопросу о справедливом представительстве в СБ ООН, расширении его членского состава и связанным с этим вопросам

Уважаемые сокоординаторы,

Признательны за созыв сегодняшнего неофициального заседания Генассамблеи ООН по вопросам категорий членства и праву вето. 

Неоднократно говорили, что проблематика категорий членства остается наиболее дискуссионной. До сих пор ни одна из выдвинутых в данном контексте формул не получила преобладающей поддержки государств-членов ООН. Напротив, лишь отчетливо проявились разногласия в т.ч. между крупными государствами. Убеждены в необходимости продолжать искать консенсус, а в случае его отсутствия – для той или иной модели реформирования Совета необходимо гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем формально необходимое большинство в две трети голосов. Знаем о наличии различных позиций в пользу расширения постоянного членства, так и в пользу модели с новой категорией более длительного, чем два года, пребывания в Совете. В случае с первым вариантом следует четко представлять всю схему преобразований, в том числе и то, какие конкретно страны займут места в Совете на постоянной основе. При наличии целого ряда достойных кандидатов видим, что такой ясности пока нет. 

Реализация второй модели, с одной стороны, могла бы удовлетворить амбиции крупных и влиятельных стран, желающих работать в СБ дольше, чем два года. С другой – стала бы компромиссом в решении вопроса о категориях членского состава в условиях, когда позиции двух основных групп государств, воспринимающих и не воспринимающих идею расширения СБ в обеих категориях, по-прежнему остаются диаметрально противоположными. 

На этом фоне обращаем внимание на риторику некоторых делегаций по политически выигрышной, на их взгляд, теме права вето. Слышим их предложения постоянным членам СБ то добровольно ограничить его использование, то вовсе отказаться от него. В этой связи хотели бы вновь внести ясность: обладание правом вето для постоянных членов Совета это не только прерогатива, но и большая ответственность. 

Право вето – «краеугольный камень» архитектуры ООН. Без него лишилась бы устойчивости вся конструкция. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Применение вето или угроза его применения не раз избавляли ООН от втягивания в сомнительные авантюры. Без него СБ превратился бы в орган, штампующий решения и ориентирующийся при этом на небесспорную или навязываемую условным большинством политическую линию в международных отношениях. Убеждены, что надо критиковать не вето, а абсолютную неготовность некоторых членов Совета слышать и учитывать мнения других, находить компромиссные и сбалансированные решения, что зачастую как раз и приводит к вынужденной необходимости применять вето. 

Вето – это, безусловно, самая крайняя мера, когда другие варианты решений исчерпаны. Именно поэтому при обращении к данному инструменту мы даем самые детальные разъяснения относительно причин его применения. Все наши выступления находятся в открытом доступе. Более того, нам не составляет труда дать соответствующие разъяснения на этот счет всем государствам-членам Генассамблеи. 

В заключение вновь хотели бы подчеркнуть, что «собственность» в переговорном процессе принадлежит исключительно государствам-членам. Дальнейший прогресс на треке МПП возможен только в случае учета максимально возможного числа мнений. Учитывая существующие на данный момент глубокие разногласия, мы не видим перспектив для перевода переговоров на текстовую основу. 

Уважаемые сокоординаторы, 

Рассчитываем, что вы продолжите быть честными брокерами. Ведь сохранение вашей равноудаленной позиции – важный залог для доверия к вам со стороны государств-членов, что должно открыть дорогу для поиска столь необходимых компромиссов и развязок. 

Благодарю за внимание.