Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании СБ ООН в связи с рассмотрением доклада прокурора МУС о расследовании ситуации в Ливии
Г-н Председатель,
Прежде всего, позвольте сделать принципиальное возражение относительно выступления перед Советом так называемого прокурора так называемого Международного уголовного суда. Во-первых, доклады г-на Хана дезинформируют Совет о реальном положении дел, в том числе внутри самого Суда. Во-вторых, в Суде продолжается вялотекущее расследование обвинений г-на Хана в сексуальных преступлениях. Как мы уже заявляли, в такой ситуации деятельность господина Хана должна быть приостановлена, и он не может появляться перед Советом.
Как следует из недавних материалов в издании «The Wall Street Journal», речь идет не о какой-то случайности или недопонимании. Расследование касается неоднократных случаев принуждения своей подчиненной. Жертва, согласно этому материалу, подвергалась сексуальному насилию в течение месяцев — в Нью-Йорке, Колумбии, Конго, Чаде, Париже и Гааге. География указывает на то, что г-н Хан практиковал преступные деяния в служебных командировках.
Подобные позорящие действия несовместимы с этикой международного должностного лица. В любой институции, претендующей на независимость и авторитет, человек, обвинённый в столь серьёзных преступлениях, сам бы приостановил исполнение своих функций. Однако г-н Хан без зазрения совести выступает перед Советом.
Расследование деяний г-на Хана ведется вот уже почти полгода, но о результатах ничего неизвестно. Создается впечатление, что г-н Хан – это неприкасаемая фигура, которой позволено действовать безнаказанно, параллельно с заявлениями о борьбе с безнаказанностью. То, что МУС позволяет человеку с подобными обвинениями раз за разом представлять себя перед Советом, само по себе лишает эту структуру морального права претендовать на уважение со стороны международного сообщества.
Кроме того, сам МУС ежегодно высасывает почти 200 млн. долл. США из государств-участников на свою деятельность. Рекомендовали бы государствам-членам изучить, на что именно расходуются эти средства ввиду частых турне г-на Хана, сопровождаемых действиями, являющимися предметом расследования. Если колоссальные вливания европейцев в эту структуру поддаются какой-то логике, ведь МУС обслуживает их интересы, то мы не понимаем, почему развивающиеся страны должны платить за удовлетворение гегемонистических амбиций узкой группы западных государств. На этом фоне предложения о выделении МУС средств из бюджета ООН звучат абсурдно. Ни копейки из ресурсов нашей общей организации не пойдет на этот «марионеточный трибунал».
Г-н Председатель,
Если МУС в чем и задает мировые стандарты, то в неэффективности. Окончательные вердикты этой структуры можно пересчитать по пальцам. Значительная часть дел просто «развалилась» еще на стадии расследования ввиду некачественной доказательственной базы, основанной на заказных и небрежно сфабрикованных «фейках». Десятки обвиняемых умерли до завершения судопроизводств по своим делам. Хотелось бы подчеркнуть, что на эти, мягко говоря, невпечатляющие результаты были потрачены миллиарды долларов.
МУС «наштамповал» несколько десятков так называемых ордеров на аресты, которые никто не выполняет. Особенно показательны двойные стандарты европейских стран. Когда речь идет о лидерах неугодных им государств, европейцы выражают МУС безоговорочную поддержку, игнорируя нормы международного обычного права об иммунитетах высших должностных лиц и соответствующие положения Римского статута. Тем, кто отказывается выполнять незаконные ордера МУС и нарушать международное право, европейцы пытаются устраивать обструкцию.
Когда же дело касается защиты их собственных интересов или политических союзников – наблюдается ровно противоположная ситуация. Так, представители, как минимум, семи европейских государств прямо заявили о невозможности исполнить ордер на арест премьер-министра Израиля, сославшись на нормы международного права об иммунитете. То есть эти нормы и положения Римского статута толкуются и применяются ими избирательно, в зависимости от политических установок.
Таким образом, деятельность МУС и его западной «группы поддержки» не имеет никакого отношения к борьбе с безнаказанностью. Это инструмент для сведения счетов с политическими оппонентами, а атака МУС на иммунитеты должностных лиц стран, не участвующих в Римском статуте, на деле представляет собой нападение на основополагающий принцип суверенного равенства государств.
Иммунитеты самих западников и их союзников остаются неприкосновенными, а дела в отношении любых зверств со стороны их военнослужащих будут непременно «заметены под ковер». Выгораживание своих западных хозяев – единственная задача, с которой МУС неизменно справлялся «на отлично».
О каком авторитете этого псевдосуда можно говорить, если даже страна-соучредитель этой структуры, предоставившая в 1998 году площадку для принятия ее учредительного документа, недавно проигнорировала ордер на арест, эвакуировав подозреваемого на его родину правительственным самолетом? Эта ситуация как нельзя лучше иллюстрирует двойные стандарты европейских государств. Для них на первом месте всегда будут собственные политические и экономические интересы, а МУС – лишь один из инструментов их проведения в жизнь.
Г-н Председатель,
МУС использует площадку Совета для «рекламы» своих якобы свершений. Который раз нам докладывают о запуске в рамках ливийского досье «новой» линии расследования предполагаемых преступлений против человечности, совершаемых в отношении мигрантов и беженцев. В теории – данное направление работы могло бы быть актуальным, но МУС и на этом направлении действует по «установившимся лекалам».
Так, потоки нелегальной иммиграции и гибель десятков тысяч людей в Средиземном море и на иных маршрутах стали результатом действий Запада по разрушению Ливии. Из-за агрессии НАТО сотни тысяч людей, живших в стабильном и процветающем государстве, в одночасье лишились всего и были погружены в десятилетие кошмара, разрухи и гражданской войны. Многие из них были вынуждены покинуть свои дома и отправиться на поиски лучшей доли. И как их встретили те, кто ответственен за разрушение их страны? В лучшем случае европейские власти бездействовали в отношении терпящих бедствие судов с мигрантами. В худшем – ставили в приоритет предотвращение высадки мигрантов на берег любой ценой, совершенно не заботясь об их жизнях.
Как вы думаете, есть ли шанс того, что реально ответственные за разрушение государственности Ливии и за гибель десятков тысяч мигрантов лица понесут заслуженное наказание? Шансы нулевые, поскольку за дело взялись сотрудники МУС – настоящие профессионалы в выгораживании своих хозяев. Так, из доклада г-на Хана становится очевидно, что всю ответственность за преступления против мигрантов планируется возложить на двух эритрейских граждан, чтобы потом громко отчитаться об успехе.
Вместо того, чтобы расследовать действия европейских государств и есовского пограничного агентства «Фронтекс», которое обвиняется в преступлениях против человечности в отношении мигрантов европейскими же правозащитниками, МУС предпочел вступить с ними в сговор. Прокуратура Суда вошла в состав Совместной следственной группы, созданной на базе Евроюста — сообщество, в которое входят сами предполагаемые виновники.
Итог предсказуем. Никто из представителей есовских властей никакого наказания за совершенные преступления не понесет. Так называемое правосудие отправляется европейцами и подконтрольными им институтами по географическому признаку, этот же критерий используется для определения ценности человеческой жизни. Здесь мы видим наихудшие образцы неоколониальных практик.
Также обратили внимание на информацию в докладе о том, что МУС активно взаимодействует с другими организациями и органами, среди которых Миссия ООН по поддержке в Ливии. В этой связи подчеркиваем, что у Миссии нет мандата на помощь Суду. Надеемся, что новое руководство Миссии прекратит контакты с МУС и будет руководствоваться позицией Генсекретаря о том, что МУС и ООН – отдельные организации. Мы обязательно проследим за этим вопросом.
Г-н Председатель,
С момента передачи Советом Безопасности ООН ситуации в Ливии на рассмотрение Международного уголовного суда в 2011 году прошло более четырнадцати лет. За это время МУС не только не добился никакого прогресса, но фактически продемонстрировал свою институциональную несостоятельность. Ни один из обвиняемых по «ливийскому досье» не был привлечён к ответственности: одни были убиты, другие скрываются, третьи – освобождены.
Вмешательство МУС в ливийские политические процессы подрывает суверенные усилия по национальному примирению. Действия Суда усугубляют внутренние трения и конфликты, создавая дополнительные линии раскола и подогревая недоверие между политическими силами. МУС, претендующий на универсальность, на деле стал инструментом коллективного Запада по оказанию политического давления на «неугодные» страны. Его продолжающееся присутствие на ливийском направлении лишь тормозит политическое урегулирование.
В этой связи считаем, что Совету Безопасности ООН как можно скорее следовало бы отозвать ливийское «досье», как и дарфурское «досье» из МУС, чтобы не мешать продвижению политического процесса на основе консенсуса всех здоровых общественно-политических сил.
Благодарю Вас.