Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на заседании СБ ООН в связи с рассмотрением доклада Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов

Г-н Председатель, 

Приветствуем г-на Аджиуса и г-на Браммерца.

Вынуждены констатировать, что за прошедшее полугодие Механизм, само наименование которого включает слово «остаточный», нисколько не продвинулся в деле планомерного завершения своей деятельности. В резолюции Совета об учреждении Механизма подчеркивается, что его «функции и размер должны со временем уменьшаться». Тем не менее, ни в части штата, ни в части бюджета мы реальных сокращений не видим. 

Якобы имеющиеся подвижки, которые так старательно выпячиваются из доклада в доклад, стоит рассматривать в более широком временном промежутке. Тогда станет очевидно, что, например, в части штатной численности персонала Механизм сейчас находится на уровне 2017 года. Иными словами, за последние 5 лет никакого реального сокращения не происходило – лишь топтание на месте и бюрократическое очковтирательство.

Подчеркнем – в судебной корзине Механизма всего три дела. А с июля останется два – одно по первой инстанции и одно в апелляции. Новых дел не предвидится, если, конечно, Механизм удержится от соблазна использовать дела о неуважении к суду в качестве инструмента продления своего существования. Зачем в этих условиях продолжать держать столько персонала, нам не понятно.

Сейчас идет очередной двухгодичный обзор деятельности Остаточного механизма, от итогов которого будут зависеть параметры его дальнейшего функционирования. Рассчитываем на то, что данный процесс поможет руководству Механизма предпринять требуемые усилия для скорейшего сворачивания его работы. 

Эффективность использования имеющихся ресурсов никогда не была сильной стороной международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии. Прискорбно, что Механизм в полной мере унаследовал эту особенность. Из последнего доклада следует, что на протяжении своего существования он гонялся за тенью. Оказалось, что одного из так называемых главных беглецов, г-на П.Мпираньи, уже 15 лет как нет в живых, а другого, г-на П.Муняругурамы – 20 лет. Известно об этом стало только сейчас. Едва ли это может служить свидетельством выдающейся эффективности. Сожалеем, что МТР и Механизм не справились с задачей привлечения «главных подозреваемых» к ответственности.

Наша делегация внимательно следит за соблюдением прав лиц, пребывающих под надзором Механизма. Обеспокоены информацией в докладе о смерти одного из оправданных, находившегося в Аруше. Отметили отсутствие подробностей об обстоятельствах его кончины.

Год прошел с момента отклонения апелляции г-на Р. Младича, который с тех пор все так же находится под надзором Механизма. С тревогой следим за новостями об ухудшающемся состоянии его здоровья. Требуем, чтобы Механизм удвоил усилия по мониторингу медицинского состояния поднадзорных лиц и следил за получением ими своевременной и квалифицированной врачебной помощи в соответствии с резолюцией СБ 2529 (2020).

Г-н Председатель,

Я выступаю в начале сегодняшнего заседания, но уверен, что некоторые делегации вновь будут рассуждать о так называемом наследии Механизма и трибуналов. Много на эту тему было сказано и руководством данных органов. Одновременно отмечается все большее распространение практики отрицания итогов работы этих органов, включая героизацию осужденных ими лиц.

Давайте попробуем разобраться, что за наследие оставят после себя трибуналы и Механизм, и может ли оно на практике поспособствовать процессу межнационального и межконфессионального примирения на Балканах.

Так, вопреки возлагавшимся на него надеждам, Механизм с первых дней его создания пошел по стопам однобокого и политически ангажированного МТБЮ. Антисербский крен расследований и убежденность в исключительной ответственности именно сербского народа за события 1990-х годов никуда не исчезли.

И дело даже не в количестве осужденных МТБЮ и Механизмом от каждой из этнических групп. Такая подача была бы непозволительным упрощением. Главные вопросы – кого именно и за что именно осудили или не осудили, что произошло с лидерами каждой из сторон.

В этой связи настоящим откровением стал выход 7 января 2011 г. доклада ПАСЕ о зверствах руководства Освободительной армии Косово в 1998-2000 гг., включая преступления против человечности, военные преступления, систематические похищения и убийства людей, а также поставленную на поток торговлю человеческими органами. 

Удивительно, но у МТБЮ и его преемника – Остаточного механизма – никаких вопросов к фигурантам доклада не было. Свидетели на допросах говорили о черной трансплантологии и прочих нечеловеческих мерзостях, совершенных лидерами косовоалбанцев, однако никого из них МТБЮ не счел нужным привлечь к ответственности. Даже расследований не начал. Это все, что нужно знать о беспристрастности и объективности и МТБЮ с Механизмом, и международного уголовного правосудия в целом.

Подобная протекция со стороны МТБЮ привела к тому, что верхушка нелегитимного территориального образования, незаконно отторгнутого от Сербии, окончательно уверовала в собственную непогрешимость. Вчерашние кровавые бандиты и преступники по мановению ока оказались превращены в респектабельных политиков, которые почивали на лаврах национальных героев, раздавали интервью, пожимали руки европейским лидерам и до самого последнего времени наслаждались свободой и безнаказанностью.

Хочется спросить наших западных коллег, которые так любят рассуждать о подходе, ориентированном на права жертв, каково было родственникам людей, проданных в рабство или вообще на органы, наблюдать подобные европейские вояжи и политические турне г-на Хашима Тачи, Рамуша Харадиная и их подельников? И где в этой схеме была борьба с безнаказанностью?

Инициатива с учреждением Специализированного суда по Косово для расследования зверств, совершенных албанцами, не снимает вопроса о том, почему к столь вопиющим преступлениям МТБЮ остался слеп за все годы его существования. Именно он должен был заниматься привлечением виновных в совершении наиболее серьезных преступлений. Его политика избирательной слепоты – это несмываемое пятно позора, которое навсегда останется частью того самого наследия МТБЮ и Остаточного механизма.

Что касается Специализированного суда по Косово, то данная инициатива, мягко говоря, запоздала – примерно лет на 20. И даже сейчас с вынесением приговоров он отнюдь не торопится. 

К тому же, его мандат был сознательно сконструирован с массой лазеек, искусно эксплуатируемых адвокатами. Сейчас, например, они требуют снять обвинения в «преступных деяниях, имевших место до середины 1998 или после 10 июня 1999 годов или совершенных на территории Албании». А что так? Почему нужно снять обвинения за преступления, совершенные на территории Албании? Кто заинтересован в том, чтобы скрыть албанский след в существовавшей в период балканской войны индустрии похищения сербов, изъятия у них органов и продажи состоятельным лицам в Европе и за ее пределами? 

Я закончил, г-н Председатель.