Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой в ходе основной сессии Специального комитета ГА ООН по вопросам операций ООН по поддержанию мира

Г-н Председатель,

Разрешите поздравить всех членов Бюро Спецкомитета по миротворчеству (С-34) с избранием в его состав. Также хотим выразить признательность Председателю Генеральной Ассамблеи Абдулле Шахиду за озвученные оценки. Благодарим за брифинг помощника Генсекретаря ООН Александра Владимировича Зуева, выступившего от Департамента по операциям в пользу мира. 

Миротворчество остается ключевым инструментом ООН по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию конфликтов и оказанию содействия на начальной посткризисной стадии. Мы высоко ценим вклад миротворческих и специальных политических миссий, которые всемерно содействуют стабилизации в конфликтных государствах, отдаем дань всем «голубым каскам», выполняющим свой благородный долг в крайне сложных и опасных условиях, ежедневно рискуя жизнью. Их вклад в дело мира бесценен.

При этом отмечаем наметившуюся тенденцию к сокращению числа операций по поддержанию мира (ОПМ): выбор зачастую делается в пользу спецполитмиссий (СПМ). Отчасти это объясняется тем, что эффективность ОПМ не всегда оправдывает ожидания, и для этого есть целый ряд причин. Нередко имеют место недоработки в области налаживания конструктивного повседневного взаимодействия миротворцев с национальными органами власти. Также при выполнении миротворцами своих мандатов во главу угла ставится отработка разного рода генерических инициатив, не имеющих прямого отношения к поддержанию международного мира и безопасности (наблюдение за правами человека, сексуальная и гендерная проблематика, природоохранная деятельность и т.п.). «Раздувание» мандатов за счет таких непрофильных задач не только снижает реальную эффективность миссий, но и повышает их стоимость, ведет к дублированию усилий в рамках ООН.

В то же время мы видим растущий потенциал миротворческих усилий региональных игроков. Однако по ряду причин, в том числе объективных, не всегда удается полностью реализовать их потенциал. Так, например, на африканском континенте стремление региональных миротворческих сил быть более активными сталкивается с различными препятствиями, такими как неготовность международного сообщества к наделению миротворцев «силовыми» (robust) мандатами или недостаточное финансирование. 

Несмотря на целый ряд обозначенных проблем, дискуссии  в ООН часто фокусируются на сопутствующих вопросах, а не на сути миротворчества и основных задачах операций. В нынешней ситуации востребован разговор по существу, а Специальный комитет ГА ООН как раз является компетентной площадкой для обсуждения всех аспектов миротворчества. Здесь большинство государств-членов Организации, включая страны-поставщики контингентов и принимающие государства, имеют возможность вырабатывать общие подходы к параметрам миротворческой деятельности, которыми должны руководствоваться Секретариат ООН и миссии «на местах». Только безусловное соблюдение на практике договоренностей и обязательств, достигнутых в межгосударственном формате, может обеспечить необходимый уровень доверия между всеми заинтересованными сторонами, а значит способствовать итоговому успеху. Убеждены, что солидарность государств в отношении принципов функционирования миротворческих операций упростит решение и сопутствующих вопросов. При этом считаем, что любые параллельные С-34 треки, включая независимые доклады, министерские встречи и прочее, не могут подменять работу в рамках Спецкомитета. 

В ходе стартовавшей сессии С-34 государствам предстоит рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с важнейшими аспектами миротворческой деятельности ООН. В центре внимания традиционно будут находятся вопросы укрепления безопасности «голубых касок», а также другие задачи, нацеленные на оптимизацию миротворческих миссий и повышение их эффективности. 

Россия всецело поддерживает разработку необходимых мер по совершенствованию миротворчества ООН. При этом незыблемыми должны оставаться такие основы миротворческой деятельности, как безусловное уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества - согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата. Основной задачей миротворцев является содействие политическому урегулированию и национальному примирению, при том понимании, что главную ответственность за безопасность населения, налаживание политпроцесса, устранение причин кризиса и постконфликтное восстановление несут принимающие государства. 

В этом году Спецкомитету предстоит изучить множество инициатив и выбрать из них те, которые будут работать во благо. От того на сколько мы сможем взвесить все возможные последствия наших решений, в конечном счете, будет зависеть эффективность международных миротворческих усилий.

Благодарю за внимание.