Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на открытых дебатах СБ ООН на тему «Повышение уровня Мирового океана – последствия для международного мира и безопасности»

Г-н Председатель,

Благодарим председательство за созыв заседания, а также наших сегодняшних бриферов.

Повышение уровня Мирового океана – глобальный вызов, который заслуживает особого внимания многих стран, в том числе и нашей. Россия обладает третьей по протяженности береговой линией в мире. В составе нашей страны более 1300 островов. Проблема повышения уровня моря является потенциальным вызовом, который следует учитывать при планировании социально-экономического развития.

Никто не оспаривает научный консенсус, в соответствии с которым наблюдаемое за последнее столетие стремительное повышение уровня моря напрямую связано с изменением климата. 

Однако с обеспокоенностью заявляем, что «секьюритизацию» климатической проблематики – а к ней мы относим и вызовы, порождаемые повышением уровня Мирового океана – считаем контрпродуктивной. В очередной раз подчеркиваем, что связь климата и безопасности не имеет научной базы: согласно докладу МГЭИК (IPCC), «в сравнении с другими социально-экономическими факторами влияние климата на конфликты относительно слабое».

Давайте еще раз подробно пройдемся по элементам сегодняшней повестки дня. Изменение уровня моря действительно приводит к экономическим последствиям – разрушению критической инфраструктуры, снижению улова рыбы и затоплению сельхозугодий, усугублению ситуации с продовольствием и питьевой водой. Социальные последствия учащающихся природных бедствий также не могут не вызывать беспокойства, равно как и неспособность стран ввести в эксплуатацию современные системы раннего оповещения и другие технологии. Эти социально-экономические вызовы могут стать факторами нестабильности, но связывать их первопричины только с климатическим элементом обманчиво и даже вредно, это уводит от поиска решений и от обсуждения обязательств доноров. Внимание следует уделять всему комплексу проблем в области устойчивого развития. Мы признательны Генсекретарю сегодня, который акцентировал весь комплекс проблем. 

Хотели бы отдельно остановиться на правовых аспектах. В Комиссии по международному праву в настоящее время идет обсуждение темы «Повышение уровня моря с точки зрения международного права». Считаем данную дискуссию принципиально важной, однако подчеркиваем, что в настоящее время юристы не пришли к единому заключению, а результаты ожидаются только после всестороннего изучения каждой из трех подтем: вопросов морского права, государственности и защиты лиц, затронутых повышением уровня моря. Эта тема рассматривается также и в Шестом комитете ГА ООН. Таким образом, считаем обсуждение данной проблемы преждевременным – тем более на непрофильной для этой проблематики площадке Совете Безопасности. 

Хотим еще раз подчеркнуть важность «разделения труда» в системе ООН. Три равнозначных столпа закреплены в первых строках преамбулы Устава Организации: это мир и безопасность, права человека и развитие. На протяжении уже 77 лет система ООН эволюционировала, отталкиваясь от этого разделения. Доказано, что «разделение труда» в обществе приводит к большей эффективности экономической системы, способной производить больше качественных, инновационных товаров. «Разделение труда» – по аналогии с этим – было задумано государствами-основателями ООН не случайно, и поиск качественных и инновационных решений стоящих перед нами задач должен происходить с использованием подходящих инструментов. Разрешением конфликтов страны-члены занимаются в Совете Безопасности, а вопросы развития, включая природоохранное измерение, должны рассматриваться в рамках работы Генассамблеи, ЭКОСОС, Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию, главной профильной площадкой для климатических дискуссий является Рамочная конвенция ООН об изменении климата.

Раз уж мы сегодня призваны обсудить экологические вопросы, отдельно хотели бы присоединиться к китайским коллегам, которые выразили озабоченность в связи с планами Японии по сбросу загрязненной радионуклидами воды, хранящейся на АЭС «Фукусима-1», в океан. При принятии этого решения японские коллеги не сочли нужным провести консультации по этому вопросу с соседними государствами. Рассчитываем, что Токио проявит должную степень транспарентности и будет информировать о своих действиях, которые могут представлять реальную радиационную угрозу, и в случае необходимости позволит провести мониторинг радиационной обстановки в районах, где будет осуществляться такой сброс, а также примет соответствующие меры для минимизации негативного воздействия на морскую среду и ухудшения экологической обстановки.

В заключение хотел бы отметить оправданность действий островных государств, стремящихся привлечь внимание международного сообщества к наиболее актуальным для них проблемам окружающей среды и развития. Российская Федерация в своей проектной деятельности в рамках содействия развитию учитывает эти нужды, а также подчеркивает важность обсуждения данной проблематики, но на профильных площадках – в рамках системы развития – там, где для болезни можно найти не только лекарство, но и докопаться до ее первопричины. 

Благодарю Вас.