Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по Судану

Г-жа Председатель, 

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря ООН Фолькеру Пертесу за информацию о развитии ситуации в Судане. Приняли к сведению отчет Председателя Комитета СБ 1591 Постоянного представителя Ганы при ООН Харольда Агьемана о работе этого вспомогательного органа СБ за последние 90 дней. Приветствуем участие в сегодняшнем заседании постпреда Судана при ООН Аль-Харит Идриса. Внимательно выслушали Ибрагима Мудави.

Судан по-прежнему переживает непростой период. Политический ландшафт страны остается разделенным и поляризованным. В условиях приостановки значительной части донорского содействия неразрешенными остаются гуманитарные и социально-экономические вызовы. 

Обеспокоены возникшим в июле с.г. тупиком в переговорах между местными политическими силами, проводившихся при содействии трехстороннего механизма ООН, Афросоюза и ИГАД. В то же время отмечаем множащиеся инициативы по его преодолению. Убеждены, что их успех будет зависеть от способности придать им инклюзивный характер с участием всех политически значимых сил страны.

На этом фоне приветствуем предпринимаемые правительством Судана важные шаги по стабилизации политической обстановки и демонстрируемую готовность к компромиссам. В частности, обратили внимание на заявление Председателя Верховного (Суверенного) Совета А.Бурхана от 4 июля с.г., в котором он объявил о прекращении участия военного руководства во внутрисуданском политическом процессе с тем, чтобы дать возможность гражданским политикам самим договориться по новому переходному правительству, а также на заявление о готовности военных распустить Верховный (Суверенный) Совет, оставив за собой вопросы обороны и национальной безопасности. Считаем данный шаг проявлением ответственности и конструктивного настроя со стороны руководства страны. 

По-прежнему убеждены, что суданский народ способен и должен самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Военное вмешательство в дела суверенного Судана считаем недопустимым. Известно, к чему привели попытки создания по западным лекалам сомнительных демократизаторских и социально-экономических схем. Это лишь усугубило тяготы суданского народа, подорвало доверие к переходным гражданским властям. Не согласны с квалификацией событий 25 октября 2021 г. в качестве «переворота», которая содержится в докладе о деятельности МООНППС и активно проводится рядом коллег по Совету, прежде всего западными. 

Считаем также неприемлемой делающуюся в этом документе увязку возобновления международного содействия развитию Судана с передачей власти гражданскому правительству. Мобилизация международной поддержки, испытывающей различного рода трудности стране – не награда за какие-то заслуги или внутриполитические действия, а одна из основных задача спецполитмиссии. В противном случае подобные условия можно расценить как акт манипуляции и инструмент давления на суданские власти. В этой связи настойчиво призываем главу МООНППС Ф.Пертеса действовать строго в соответствии со своим мандатом, каждый из компонентов которого заслуживает равного внимания. Иначе можно потерять доверие суданских властей и, что не менее важно, суданского населения, а это чревато серьезным ударом по ооновскому присутствию. Мы бы не хотели такого развития событий.  

Г-жа Председатель,

Полностью поддерживаем предпринимаемые правительством Судана меры по нормализации жизни в Дарфуре и купированию вспышек межобщинного насилия. С удовлетворением отмечаем недавно завершившуюся в июне подготовку в регионе первого двухтысячного контингента Смешанных сил по поддержанию безопасности. Приветствуем длительную поездку в Дарфур заместителя Председателя Верховного (Суверенного) Совета Мохамеда Хамдана Дагло, выдвинутые в ходе нее инициативы по примирению и прочие проведенные мероприятия. Полагаем, что эта работа требует большего освещения в отчетности Генсекретаря ООН. 

Г-жа Председатель,

Считаем, что наложенное 17 лет назад на Судан оружейное эмбарго более не соответствует фактической обстановке в Дарфуре, препятствует осуществлению планов властей в области госстроительства, поддержанию правопорядка, а также социально-экономического развития региона. В этой связи разочарованы решением американских кураторов суданского санкционного досье свернуть работу над документом СБ по «контрольным показателям» снятия оружейного эмбарго. Считаем безответственным такой подход, в результате которого уже второй год подряд СБ ООН саботирует собственные решения по пересмотру суданских санкций.

Благодарю вас.