Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по Мали

Г-жа Председатель,

Признательны спецпредставителю Генсекретаря ООН Эль-Гасиму Вану за брифинг о работе Миссии ООН по стабилизации в Мали и положении дел в этой стране. Приветствуем участие в заседании г-жи Саиды Туре и Министра иностранных дел и международного сотрудничества Мали г-на Абдулайе Диопа. 

Убеждены в том, что успешно преодолеть имеющиеся вызовы малийцы смогут только в том случае, если в стране будет обеспечена внутриполитическая стабильность и безопасность. Чем больше будет территория, которую контролирует государство, тем эффективней будет борьба с терроризмом и тем лучше защищено население страны. Видим, что переходные власти серьезно настроены на то, чтобы постепенно решать накопившиеся проблемы. 

Восстановление конституционного порядка, безусловно, является одним из приоритетных вопросов. Отмечаем решение малийского правительства установить сроки переходного периода в 24 месяца, начиная с 26 марта с.г. Этот шаг представляется оптимальным компромиссом, который, на наш взгляд, должен быть серьезно рассмотрен коллегами из Экономического Сообщества. Выступаем за продолжение диалога Бамако с ЭКОВАС, что позволило бы снять существующие региональные санкции, от которых страдает как население Мали, так и стран, которые ввели эти рестрикции. 

Убеждены в том, что власти Мали и народ Мали должны держать под контролем вопросы, связанные с переходным периодом. Спешная организация выборов под внешним давлением и без учета тяжелой обстановки в сфере безопасности привела бы не к восстановлению конституционного порядка, а к очередной дестабилизации.

Поддерживаем приверженность Бамако выполнению Алжирского мирного соглашения 2015 г., являющегося основой для достижения устойчивого мира и национального согласия. Определенная пауза в имплементации договоренностей, включая реализацию программы разоружения, демобилизации и интеграции, связана с решением первоочередной задачи – обеспечения безопасности. 

Солидарны с действующими малийскими властями в том, что именно вопрос безопасности является безусловным приоритетом переходного периода. Сворачивание военного контингента операции «Бархан» и вывод европейских сил специального назначения «Такуба» из Мали без согласования с малийцами создают дополнительную угрозу внутренней стабильности. 

Намерения малийцев искать возможную военно-техническую поддержку у других внешних игроков, включая Россию, вполне объяснимо. Подобное взаимодействие уже приносит свои плоды. ВС Мали провели в конце марта с.г. успешную военную операцию, в ходе которой были уничтожены более 200 исламистских боевиков в центре страны. Идет последовательное освобождение от бандформирований северных и восточных регионов. 

Напомню, что российско-малийское сотрудничество и сотудничество с другими африканскими государствами, в том числе в военной сфере, имеет очень давнюю многолетнюю историю. Мы от наших африканских партнеров жалоб на это сотрудничество не получали.

В этой связи отмечаем резко негативную реакцию Запада на укрепление российско-малийского сотрудничества. Видим в этом очередное проявление неоколониальных подходов и двойных стандартов. В ход идут нечистоплотные инсинуации относительно так называемых «расправ» ВС Мали при участии российских инструкторов над гражданским населением в деревне Мура, а также дезинформация в связи с обнаруженным массовым захоронением недалеко от Госси. Напомним, что Россия поднимала этот вопрос в СБ, нам обещали предоставить доказательства. Но в итоге никакой вменяемой информации, кроме размытых фотографий, на которых не видно практически ничего, а также пары постов в соцсетях, нам предоставить так и не смогли. Поддерживаем проводимое малийцами расследование всех обстоятельств произошедшего. 

Отвечая на некоторые ремарки своих коллег, хочу повторить то, что мы уже неоднократно говорили. В Африке, в т.ч. в Западной Африке, действует множество частных военных компаний. Рынок соответствующих услуг в этом регионе уже давно освоен западными ЧВК, в том числе, по информации СМИ, британскими наемниками, многие из которых были замешаны в попытках смены правительств и прочих нелицеприятных делах. Однако многие африканские государства заключают контракты с частными военными компаниями, потому что имеют на это суверенное право. Хотели бы еще раз подчеркнуть то, о чем мы говорим на каждом заседании: любое государство вправе само выбирать, как обеспечивать свою безопасность. И это понятно, потому что нет уверенности в том, что об этом позаботится кто-то другой.

Напомню, Мали и весь Сахель – это жертва безответственной, неоправданной и не имевшей одобрения СБ интервенции в Ливию в 2011 году. Именно эти действия стали причиной того, что регион стал объектом активного проникновения бандитизма и терроризма. Об этом говорим не только мы, но и сами сахельцы.

Однако почему страны Сахеля оказались настолько уязвимы? Ведь, например, в Мали была крупнейшая африканская цивилизация, центр образования и торговли. Во многом, причины в колониальном прошлом, которое, к сожалению, даже после обретения странами региона независимости, не исчезло полностью. Оно было заменено на так называемое «доминирование по контракту», главная цель которого - сохранение рычагов политического и экономического контроля. В результате большинство из государств так и не получили возможности обеспечить безопасность и наладить достойную жизнь на всей своей территории. 

Справедливости ради, необходимо отметить, что после созданного руками западников кризиса в Ливии, международное сообщество пыталось помочь Сахелю. Но насколько эта помощь была эффективной? В регион зашли иностранные войска, последовали громкие заявления о помощи в борьбе с терроризмом. Однако ситуация еще больше дестабилизировалась и продолжает деградировать. 

Что же произошло, когда Мали поставила такой подход под вопрос? Здесь стоит отметить, что такие настроения набирают популярность и в других странах региона. Последовали санкции, отлучение от помощи развитию, обвинения в нарушениях прав человека и шельмование в западной прессе. Что особенно печально, антагонизируются соседи, при этом одни выставляются в лучшем свете, чем другие. Ведь кто-то борется с терроризмом правильно, при помощи так называемых демократических партнеров, а другой – дескать, излишне жестоко, да еще и сотрудничает с Россией. 

Ответ тут один - Западу важнее сохранить свои сферы влияния, чем действительно помогать африканцам решать их проблемы. 

В этой связи сожалеем, что для оказания давления на малийскую сторону внешними игроками задействуются каналы влияния в многосторонних структурах, в том числе в «Сахельской пятерке». К сожалению, в результате внутренних разногласий в этом объединении 15 мая с.г. Бамако был вынужден принять решение о выходе из его состава. Но мы как Россия твердо убеждены, что главная роль в поддержании мира и безопасности в Сахаро-Сахеле должна принадлежать самим сахельцам. Выступаем за проведение государствами региона подлинно независимой линии в решении соответствующих вопросов на основе принципа «африканским проблемам – африканские решения». Уверены в том, что результат будет, если сами африканские страны взаимоуважительно, через восстановление доверия, без давления извне найдут эффективный ответ на террористический вызов.

Г-жа Председатель,

В заключение хотела бы сказать, что мы поддерживаем работу Миссии ООН по стабилизации в Мали и воздаем должное «голубым каскам» ООН, действующим в тяжелых условиях ассиметричных угроз. Особенно тем миротворцем, которые заплатили самую высокую цену.

Ситуация в стране остается подвижной, многие вопросы сейчас остаются в подвешенным состоянии, определенности по ним нет. В этой связи мы не считаем целесообразным и своевременным вносить какие-то серьезные изменения в мандат МООНСМА, нагружать миссию новыми задачами, тем более такими, которые выходят за рамки принципов миротворчества и взаимоотношений с принимающим государством. Поддерживаем предложение Генсекретаря о проведении оценки модальностей работы МООНСМА в течение шести месяцев, после чего мы могли бы, при необходимости, рассмотреть те или иные корректировки. 

В этой непростой ситуации полагаем необходимым продолжать эффективно помогать малийским властям, одновременно побуждая их к проведению сбалансированной и выверенной линии в вопросах урегулирования кризиса в стране. Призываем к этому всех наших коллег по Совету Безопасности, с которыми готовы плотно сотрудничать в интересах скорейшей нормализации обстановки в Мали, достижения прочного мира и стабильности на всем пространстве Сахаро-Сахеля.

Благодарю за внимание.