Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе рассмотрения методов работы Генассамблеи в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН
Г-н Председатель,
Позвольте представить российские подходы к организации деятельности Первого комитета ГА ООН, а также специализированных экспертных структур, созданных резолюциями Генассамблеи.
Заседания в указанных форматах должны проводиться в соответствии с устоявшейся практикой исключительно очно с присутствием в зале должного количества профильных членов каждой делегации. Дистанционный или «гибридный» режим заседаний не представляется для нас приемлемым. Как показала практика, подобные альтернативные форматы существенно снижают эффективность работы и не способствуют достижению успешных результатов. Функционирование экспертных групп необходимо осуществлять на основе принципа консенсуса, чтобы обеспечить учёт мнений всех государств-членов.
Важным вопросом, связанным с организацией деятельности Первого комитета ГА ООН и создаваемых резолюциями Генассамблеи экспертных групп является участие негосударственных субъектов. Исходим из того, что его параметры должны полностью соответствовать правилам процедуры ГА ООН и устоявшейся в Первом комитете Генассамблеи практике. Оно должно осуществляться без ущерба для межгосударственной природы данного органа Генассамблеи в целом.
Государства, не являющиеся членами ООН, межправительственные организации и структуры, которым был предоставлен статус наблюдателей при ГА ООН, имеют постоянное приглашение участвовать в заседаниях в качестве наблюдателей. Другие заинтересованные стороны должны проинформировать Секретариат о своей заинтересованности в участии в её работе путем предоставления информации о целях, программах и деятельности организации в сферах, относящихся к компетенции Первого комитета. Данные организации будут соответствующим образом приглашены в качестве наблюдателей на сессию по процедуре отсутствия возражений.
Негосударственные организации, которым был предоставлен статус наблюдателей при ГА ООН, а также другие заинтересованные стороны, одобренные государствами-членами по процедуре отсутствия возражений, смогут присутствовать на официальных заседаниях, выступать с устными заявлениями в рамках специализированного неформального сегмента для негосударственных субъектов, и вносить письменные вклады, которые будут публиковаться. Все выступления и документы неправительственных структур должны соответствовать повестке дня Первого комитета и профильных экспертных групп, созданных резолюциями ГА ООН.
Государства-члены должны использовать своё суверенное право задействовать процедуру возражения благоразумно, в духе инклюзивности и стремления поощрять значимый вклад других заинтересованных сторон в работу Первого комитета. Другие заинтересованные стороны должны подходить к работе в Первом комитете ответственно и в политически нейтральном ключе. Следует обеспечить соблюдение принципов справедливого географического распределения и разнообразия участвующих неправительственных субъектов.
Если государство-член возражает против участия какой-либо другой заинтересованной стороны, оно не обязано делать это публично или раскрывать причины своего решения. При этом такое государство имеет право в добровольном порядке проинформировать о своем возражении и его мотивах. С согласия данного государства председатель может поделиться полученными сведениями с другим государством-участником по запросу последнего.
Следование указанным принципам позволит избежать проблем в будущей деятельности Первого комитета и обеспечит её эффективность.
Дополнительным препятствием для развития диалога между государствами-членами ООН по вопросам КВРН является недобросовестное выполнение американской стороной своих обязательств по выдаче виз членам делегаций, направляющимся на мероприятия по линии ООН. Такая практика недопустима и является грубым нарушением международно-правовых обязательств США по Соглашению 1947 года о штаб-квартире ООН, предусматривающему предоставление беспрепятственного проезда в район центральных учреждений Организации представителей или должностных лиц государств-членов ООН, а также выдачу им виз «безвозмездно и в возможно краткий срок». Мириться с подобным безответственным поведением американских властей не намерены. Требуем незамедлительного запуска процедуры арбитража в отношении страны-пребывания штаб-квартиры ООН.
Особенно вопиющий случай – невыдача виз членам нашей делегации, направлявшимся в т.ч. на встречу экспертов стран ядерной «пятёрки», которую Россия в качестве координатора организовывала «на полях» Первого комитета. Рассматриваем указанные действия США как прямой и целенаправленный подрыв российского председательства в данном международном формате.
Г-н Председатель,
Мы признательны Управлению ООН по вопросам разоружения за поддержку выполнения решений Совета Безопасности и Генассамблеи ООН. Такое содействие должно носить непредвзятый, деполитизированный, равноудаленный характер и осуществляться в строгом соответствии с мандатами, выданными государствами-членами.
Аналогичные требования предъявляем и к проекту программе работы. Российская делегация представляла предложения по корректировке документа. В целях экономии времени не будем излагать их вновь. В нынешних условиях оптимальным вариантом нам представляется воспроизвести традиционное в последние годы решение: «to approve on an exceptional basis and without creating a precedent, for programme 3 of the proposed budget for 2024, a programme narrative that is composed solely of the list of mandates at the programme level and the objectives approved by the General Assembly in its resolution 71/6 and the deliverables for 2024 at the subprogramme level».
Благодарю за внимание.