Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в области прав человека в КНДР
По порядку ведения заседания:
Г-н Председатель,
Сегодня международное сообщество вновь становится свидетелем постыдной ситуации, когда узкая группа государств пытается использовать Совет Безопасности ООН в качестве инструмента для продвижения собственной геополитической «повестки».
Мы изначально не питали иллюзий насчет того, что при наличии в нынешнем составе Совета всех главных противников Пхеньяна они, вместо поиска конструктивных путей разрешения кризиса на Корейском полуострове, бросят все силы на то, чтобы «на камеру» отработать свои бездоказательные тезисы с критикой северокорейских властей. Их единственная цель – в очередной раз вывернуть наизнанку ситуацию на Корейском полуострове и отвести внимание публики от истинных коренных причин накопившихся проблем в сфере безопасности в регионе.
Нелишним будет напомнить, что своим шагом организаторы заседания нарушают сразу несколько целей и принципов Устава ООН, включая невмешательство во внутренние дела государств и стремление к развитию дружественных отношений на основе принципов уважения и равноправия. Отмечаем в этой связи заявление Группы друзей Устава ООН, которое было обнародовано сегодня утром.
Противники КНДР прекрасно отдают себе отчет в том, что их инициативы контрпродуктивны, подрывают у государств-членов последнюю веру в совместные усилия на правозащитном треке и преследуют исключительно пропагандистские цели. Однако это их не останавливает, и они запрашивают такие заседания с завидной регулярностью.
Продвигаемая инициаторами сегодняшнего брифинга увязка прав человека и угроз международному миру и безопасности, особенно в контексте Корейского полуострова, более чем искусственная. Попытки внедрить в работу СБ не входящие в его мандат задачи распыляют его внимание, тратят ресурсы Совета, приводят к политизации дискуссии и таким образом подрывают авторитет Совета в целом.
Мы просим о постановке на процедурное голосование вопроса повестки дня заседания, запрошенного США, Великобританией, Японией и Республикой Корея. Этот вопрос не входит в мандат Совета. Для нас это принципиально. Решительно призываем и других членов СБ проголосовать «против» совместно с нами.
Благодарю за внимание.
По мотивам процедурного голосования:
Г-н Председатель,
Западные коллеги, подыскивая оправдание своим попыткам подорвать мандат СБ, предсказуемо апеллируют к ситуации, когда Россия якобы поднимала в Совете ситуацию с вопросом о правах человека в том или ином месте. Я к этому еще вернусь.
Но прежде я хочу сказать, что, когда Россия в апреле с.г. настаивала на проведении открытого брифинга для обсуждения последствий агрессии НАТО против Югославии в 1998 г., наша позиция заключалась в том, что любой член СБ может поднять в Совете любой вопрос, относящийся к международному миру и безопасности. Эта позиция неизменна. Подчеркну – в тех случаях, когда предложенный сюжет имеет прямое отношение к мандату Совета. Даже ярые противники идеи созыва заседания по агрессии НАТО против Югославии не рискнули тогда утверждать обратное.
Однако какое отношение к региональной и глобальной безопасности имеют права человека? Это отдельная тема, которая обсуждается на профильных площадках, у которых на это есть мандат и соответствующая экспертиза.
Что касается созыва Россией заседаний Совета по отдельным аспектам украинского кризиса, которые моя британская коллега назвала относящимися к правам человека, то речь в данном случае идет не о правочеловеческом сюжете как таковом, а о теме, которая имеет непосредственную проекцию на причины кризиса, а, соответственно, и перспективы его урегулирования. В более широком контексте притеснение русскоязычного населения Украины, объявление его «вторым сортом» стало одним из ключевых факторов, «спусковым крючком» конфликта.
Поэтому параллели с темой сегодняшнего заседания в данном случае категорически неуместны.
Благодарю Вас.
Основное выступление:
Г-н Председатель,
Сегодня нашими западными коллегами был нанесен очередной тяжелый удар по репутации Совета Безопасности ООН, который в соответствии со своим мандатом несет главную ответственность в сфере поддержания международного мира и безопасности. Да, любой член Совета имеет право запросить заседание по любому вопросу, но в соответствии с мандатом Совета, – а СБ не имеет мандата на обсуждение прав человека. Пока весь мир с надеждой смотрит на Совет, ожидая от него решений по сложным глобальным проблемам, он распыляет свои силы на обсуждение бессодержательных и заведомо политизированных сюжетов.
Больше всего в этом отношении страдает ситуация на Корейском полуострове. США и их союзники в регионе готовы рассматривать в Совете любые вопросы кроме тех, которые действительно требуют решения для нормализации обстановки. Тем временем США, находящиеся по другую сторону Тихого океана за тысячи миль от корейских берегов, продолжают совместно с Японией и Республикой Корея наращивать в регионе военную активность. Отработка нанесения «обезглавливающих ударов» по КНДР и прочие многочисленные враждебные акты провоцируют ответную реакцию на Севере, вынужденном принимать меры по укреплению национального оборонительного потенциала. В опасной близости к границам КНДР все активнее демонстрируются ядерные возможности Вашингтона. Неоднократно отмечали, что это подводит ситуацию к опасной черте открытого вооруженного конфликта с непредсказуемыми последствиями. Пусть инициаторы сегодняшнего заседания не удивляются, если члены СБ на полном основании предложат обсудить именно эту тему.
В действительности, путь к нормализации обстановки лежит в плоскости прекращения провокационной военной деятельности США и их союзников, основательного пересмотра санкционного режима и мер по восстановлению доверия. С этих точек зрения сегодняшнее заседание – это очевидный шаг в обратном направлении. Регулярно отмечаем, что обсуждение правозащитной ситуации в однобоком интрузивном ключе подрывает взаимоуважительное сотрудничество, примеров тому предостаточно. Вместо подыгрывания западному нарративу профильным ооновским структурам следует обратить самое серьезное внимание на роль неподъемного груза санкций в попрании основополагающих прав северокорейских граждан.
Подтверждаем свою позицию о том, что бессрочный санкционный режим СБ в отношении КНДР необходимо пересматривать. В отношении этой страны не работают механизмы по корректировке рестрикций, не предусмотрены процедуры справедливого решения о делистировании тех или иных лиц. Все остальные ограничительные меры в отношении отдельных стран имеют конечные реалистичные цели, подвергаются ревизии на регулярной основе. На них распространяются инициативы предотвращения несправедливого наказания, как например, мандат Омбудсмена. КНДР же является по сути единственной страной-исключением, которой отказано во всем.
Примечательно, что те, кто ратовал за проведение сегодня заседания, самым непосредственным образом дополняют эту бесчеловечную политику еще и своими незаконными односторонними ограничительными мерами. Г-жа Э.Сальмон нам сегодня описала о страданиях северокорейского населения, в частности детей. А откуда взялись эти «страдания» г-жа Сальмон в курсе? Взялись они в следствии перекрытия инициаторами сегодняшнего заседания всех каналов поставок, в том числе медицинского и жизненно необходимого оборудования для лечения граждан и тех же детей. Эти действия углубляют страдания населения, провоцируют бедность, неравенство, лишают людей доступа к нормальному здравоохранению, медикаментам, образованию и технологиям. Это вы нарушаете базовые права граждан КНДР. И все это делается ради достижения, отметим – богатыми и процветающими странами – своих геополитических целей. Никакие гуманитарные изъятия, про которые мы слышали уже не раз, и крохи гуманитарного содействия, которые западные доброхоты скидывают с барского плеча, не смогут ни в коей мере исправить последствия политики по удушению северокорейцев. Лицемерные шаги призваны лишь замаскировать неизменную линию на демонтаж политического устройства КНДР, которая на протяжении многих десятилетий твердо дает отпор геополитическим «аппетитам» Вашингтона. Права северокорейцев на самом деле никого из противников Пхеньяна не волнуют.
Это еще раз показывает бессмысленность сегодняшней дискуссии, единственная цель которой – обслуживать западные «двойные стандарты», как в отношении работы СБ, так и в сфере прав человека.
Если западные коллеги были бы действительно заинтересованы в решении правозащитных проблем, то они обратились бы к процедуре Универсального периодического обзора, который позволяет заниматься соответствующими вопросами в профессиональном ключе.
Упомянутая сегодня Группа экспертов 1718, почившая в бозе, заслужила это все своей антипрофессиональной деятельностью. Так называемый «Инспекционный доклад» бывших санкционных экспертов из Великобритании, Южной Кореи и Японии (набор стран неслучаен) является классическим заказным материалом, любезно подсунутым так называемым «экспертам» киевским режимом, который был составлен непрофессионалами, с многочисленными процедурными нарушениями, логическими несостыковками.
Призываем западных коллег вместо продвижения пропагандистских тезисов все же осознать контпродуктивность предпринимаемых ими шагов и перейти к конкретному и конструктивному обсуждению всего комплекса проблем Корейского полуострова. На этом фоне Совет должен отдавать себе отчет в том, что промедление в запуске соответствующей дискуссии чрезвычайно опасно.
Благодарю за внимание.