Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответное слово представителя Российской Федерации И.Г.Константинопольского на общих прениях 56-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию

Г-н Председатель,

Для нас не стало сюрпризом, что ряд делегаций использовал созванное для объединения международных усилий мероприятие в иных целях. Неудивительно также, что при этом не вспомнили про украинские обстрелы гражданской инфраструктуры Донбасса начиная с 2014 г. или, например, про тот факт, что с февраля прошлого года более 5 млн беженцев с Украины и Донбасса въехали именно в Россию. В дополнение к более чем миллиону жителей Донбасса, уехавших в Россию в 2014-2015 гг.

Не станем вовлекаться в спор по существу событий на Украине - этого вопроса нет сегодня в повестке дня, развернутые комментарии мы даем в ГА и СБ ООН.

Тем не менее, в рамках мандата и темы сегодняшнего заседания - с учётом приглашения обсудить конкретный страновой контекст - предложили бы вспомнить историю дискриминации русского языка в образовательной системе Украины.

По данным всеукраинской переписи населения 2001 г., значимые группы носителей русского языка проживали в половине регионов этой страны. Больше всего - в тогда ещё входивших в ее состав Севастополе (более 90%), Крыму (77%), Донецкой и Луганской областях (почти 75% и 69% соответственно). Несмотря на это, на следующий же день после государственного переворота в Киеве 22 февраля 2014 г., парламент этой страны проголосовал за отмену закона "Об основах государственной языковой политики", согласно которому русский пользовался защитой.

В 2017 г. на Украине была принята новая редакция закона "Об образовании", согласно которой со следующего же года классы с преподаванием предметов на русском и других языках сохранялись только в начальной школе, а с 2020 г. предписывалось перевести на украинский язык всю систему образования. Корректировки этого закона делу не помогли. В рамках этой же линии в 2020 г. на Украине был принят закон "О полном общем среднем образовании", предусматривающий сокращение преподавания на русском языке и языках национальных меньшинств. При этом наибольшей дискриминации по сравнению с другими языковыми группами подверглось именно русскоязычное население. Для них не менее 80% обучения должно было проходить на украинском языке. Они также не попали под исключение, сделанное для украинских "коренных народов", которые могут обучаться на своем родном языке вместе с изучением украинского. Дело в том, что русских, проживавших на территории современной Украины столетиями, в категорию "коренных народов" на законодательном уровне не включили.

Все это происходило на фоне сохранения социального запроса на русскоязычное образование. По фигурирующим в украинских СМИ оценкам, в 2020 учебном году на одну русскоязычную школу на Украине приходилось 2250 учеников, что было в восемь раз выше, чем в школах с обучением на государственном языке.

На этом киевские власти, к сожалению, не остановились. Стремление исключить родной для многих жителей Украины русский язык принимает все новые формы. Эти социальные и демографические эксперименты являются еще одним проявлением человеконенавистнических решений руководства Украины, пускающихся на массу нарушений прав человека из политических соображений, которые завели страну в тупик и превратили в полигон для угроз безопасности России. 

Из позитива и для сравнения: после воссоединения Крыма с Россией украинский и крымскотатарский языки как и русский были признаны на полуострове государственными языками. Их изучают десятки тысяч школьников в различных форматах - как предмет, углубленно, факультативно и во внеурочной деятельности.

Благодарю за внимание.

Видео ответного слова