Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе брифинга в СБ ООН о работе Контрольной миссии ООН в Колумбии

Г-н Председатель,

Благодарим главу Контрольной миссии ООН в Колумбии Карлоса Руиза Массьё за представление доклада Генсекретаря ООН о ситуации в стране и высказанные оценки.

Приветствуем сегодня Президента Колумбии Ивана Дуке. Ваше участие в сегодняшнем заседании, г-н Президент, безусловно, знаковое событие, оно невольно воспринимается как подведение итогов работы Вашей администрации по реализации мирного процесса.

Уверены, г-н Президент, что выступающие после нас члены Совета скажут Вам немало приятных слов и будут по разным причинам стараться обходить «острые углы», которыми изобилует доклад Генсекретаря. Но у нас в России принято друзьям говорить правду, поэтому мы не будем сегодня ретушировать серьезную обеспокоенность судьбой мирного процесса в Вашей стране, которую мы испытываем. 

Колумбия – не рядовая страна для Совета Безопасности. В свое время Совет стал своего рода гарантом мира в Вашей стране, тем самым фактически поставив «на кон» свою репутацию. И поэтому все мы с особым вниманием следим за развитием ситуации. Не буду скрывать, что поводов для беспокойства у нас с каждым годом появлялось все больше.

У Колумбии, конечно же, есть свои достижения в реализации Итогового соглашения о мире. Но мы хотели бы сегодня сосредоточиться на проблемах с его выполнением. Начну с того, что руководимая Вами администрация последовательно избегает упоминания «Итогового Соглашения о мире». Вместо него Вы предпочитаете говорить о программе «мир на основе законности». Эту программу СБ не одобрял, ее не согласовала вторая сторона по ИСМ, которую Вы сегодня называли «бывшие комбатанты».

Даже само использование этого термина свидетельствует о том, что до подлинного национального примирения в Вашей стране, к сожалению, пока так и не дошло. Как не произошла и предусмотренная ИСМ глубокая трансформация колумбийского общества. А подобная ситуация по прошествии 8 лет с момента подписания Итогового соглашения рискует подорвать сами основы мирного процесса, нивелировать то, к чему колумбийский народ шел так долго и так мучительно. 

Мы основываем свои оценки не на субъективных суждениях, г-н Президент, весьма много оснований для подобных неутешительных выводов дает и выпущенный к данному заседанию доклад Генсекретаря. «Красной нитью» через него проходит обеспокоенность ходом колумбийского постконфликтного урегулирования. 

Главной проблемой остается неспособность правительства обеспечить физическую безопасность участников мирного процесса и общественных лидеров. Не решены задачи преодоления вакуума государственной власти в отдаленных районах страны, осуществления комплексной аграрной реформы и программ наркозаместительного земледелия.

Очевидно, что снижение уровня насилия и обеспечение безопасности участников мирного процесса являются ключевыми факторами достижения прочного мира. Однако именно в этих вопросах наблюдаются существенные пробелы. В стране по существу идёт вооруженное противостояние, насильственный передел сфер преступного влияния, борьба за контроль наркотрафика, отстрел участников мирного процесса.

Ситуация в области безопасности ухудшилась настолько, что даже Конституционный Суд был вынужден объявить «неконституционное положение» и обязать правительство принять срочные меры для исправления ситуации. А исправлять есть что, и срочно. За время после подписания Итогового соглашения убито уже 315 участников мирного процесса. Только за прошлый год число случаев вооруженного насилия увеличилось в шесть раз.

По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов за первые два месяца этого года более 274 тысячи колумбийцев так или иначе сталкивались с различными проявлениями либо последствиями вооружённого насилия. Местные НПО делятся своими данными: с начала года 31 массовая расправа, убийство 13 подписантов Итогового соглашения и 50 гражданских активистов.

Бьёт тревогу Международный комитет красного креста, опубликовавший 23 марта страновой доклад «гуманитарные вызовы 2022». В документе говорится, что в настоящий момент в стране имеют место сразу 6 вооружённых конфликтов – речь идет о противостоящих правительственным войскам различных повстанческих группировках. Констатируется, что каждые два дня кто-то пропадает без вести. Сейчас в стране почти 53 тысячи человек являются внутренне перемещёнными лицами – за 2021 г. рост составил 120% по сравнению с 2020 г.

Не вызывает оптимизма ситуация с продвижением аграрной реформы. Из 3 миллионов гектаров, обещанных под реализацию мирных программ, в кадастре зарегистрировано 2/3, однако по факту передано лишь 16%.

На этом фоне достойно сожаления, что представители колумбийского гражданского общества на этот раз не получили возможность лично представить Совету свои оценки работы правительства. В то же время отрадно, что неправительственные организации всё же находят возможность хотя бы письменно информировать членов Совета. 

Из содержания этих писем следует, что последние четыре года прошли для мирного процесса либо вхолостую, либо только ухудшили ситуацию с безопасностью в стране до уровня периода подписания Итогового соглашения.

Общественные организации сходятся во мнении, что программа «мир на основе законности» не является исполнением обязательств по Итоговому соглашению о мире. На этой нелицеприятной оценке сквозит обеспокоенность перспективой обострения кризиса в стране, а не стабилизации обстановки, не говоря уже о поступательном движении вперед.

Важно также не забывать, что устойчивого мира не добиться без подключения всех крупных политических игроков и всех сторон, включая «Армию национального освобождения». Какие бы острые взаимные противоречия ни существовали, только диалог без предварительных условий способен привести к взаимопониманию. В этом плане безусловную позитивную роль играют односторонние решения о прекращении огня, в том числе на время электоральных процессов.

Не будем скрывать, что и в докладе Генсекретаря мы, к сожалению, заметили стремление приукрасить действительность. Так, проведение в марте вторых после подписания Итогового соглашения парламентских выборов и избрание дополнительных 16 парламентариев преподносится как «значительное достижение» и «исторический шанс». Это, как нам кажется, натяжка, ведь выборы в парламент – это естественный демократический процесс, предусмотренный конституцией Колумбии каждые четыре года. Что касается дополнительных 16 мест, то, согласно Итоговому соглашению, они должны были быть заполнены еще в 2018 году. То есть речь идет по сути о четырехлетней задержке.

В контексте предстоящего волеизъявления колумбийского народа хотел бы выразить надежду, что императивом для будущего руководителя страны будет именно скрупулезное выполнение обязательств по Итоговому соглашению о мире. Если же вновь возобладает линия на по сути «подмену понятий», то Колумбия может уже в ближайшей перспективе столкнуться с самыми негативными последствиями подобного курса. Нам всем бы очень хотелось, чтобы Ваша страна, г-н Президент, могла этого избежать.

Россия в качестве постоянного члена СБ ООН продолжит оказывать поддержку колумбийскому мирному процессу для придания ему устойчивого и необратимого характера. Критически важной для этого является ответственная работа Контрольной миссии ООН в Колумбии под руководством спецпредставителя, которую она демонстрирует и на которую мы хотели бы рассчитывать и впредь.

Благодарю Вас.